На самом деле, каждый должен понимать, в том числе и из приведенного отрывка Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, и из многих других свидетельств Священного Писания, что любой служитель алтаря, любой служитель, проповедующий Слово Божие, обязан, в этом заповедь Божия, питаться от того, что приносят к алтарю, от того, что приносят в храм. Это его хлеб, это плод его труда. Он, как пахарь (такой пример приводит апостол Павел), вкушает со своего участка, как человек, посадивший картофель, сам же его и ест, – живет тем, что приносят ему прихожане. Еще раз подчеркну – это прямая заповедь Божия.
Но как же апостол Павел? А он – исключение, и он всячески подчеркивает свое собственное произволение.
Всем известны жизнь святого Василия Блаженного или святого Христа ради юродивого Андрея, того самого, который видел Покров Божией Матери в храме Влахернском. Это их выбор, они так захотели, так ощутили желание послужить Богу и людям. Это же не значит, что все вокруг должны жить как Василий Блаженный или Христа ради юродивый Андрей. У каждого своя мера веры, своя мера любви к Господу, свое призвание к Богу.
Апостол Павел несколько раньше в Послании к Коринфянам говорит, что каждый должен поступать так, как ему Бог определил. В 7-й главе он говорит, что заповедь Божия в том, что человек должен жениться, а девушка должна выходить замуж. Это прямая заповедь Божия, но он, апостол Павел, решил жить иначе, захотел остаться девственником. Это не значит, что все вокруг в обязательном порядке, подражая апостолу Павлу, должны остаться девственниками. Кто хочет, кто может, кому определено Богом, кто имеет такую возможность, тот пусть живет. Но невозможно навязывать образ жизни апостола Павла всем.
И почему-то, когда речь заходит о том, что приводится в пример апостол Павел, который ни от кого ничего не брал, а жил только своим трудом и своими руками, и этим кормил и питал себя и всех своих сотрудников, забывается пример о том, что апостол Павел был девственником. Никому же не приходит в голову транслировать этот образ его жизни девственный на всех людей, желающих служить Богу словом или желающих служить у алтаря.
Как мы уже говорили, от свидетельства об исключительности своего служения, о собственном подвиге и свободе во Христе апостол Павел переходит к свидетельству о том, для чего это ему надо. Ему надо, чтобы миссия его была как можно более плодотворной. Следующие слова апостола Павла выражают основной принцип миссионерского служения. 9-я глава с 19-го по 23-й стих:
«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».
Вот в этих словах выражен сам принцип миссионерского служения. И все, кто действительно призван к миссионерству, поставлен проповедовать людям, все знают эти слова.
Действительно, эти слова звучат часто, но, тем не менее, требуют очень пристального к себе внимания. Тонкости этого свидетельства апостола Павла подчас ускользают от читателя современного, он не понимает некоторой сложности того, что говорит апостол Павел. Порой мы слышим только слова «был всем для всех, чтобы спасти некоторых» и идем миссионерствовать, а истинный смысл этих слов ускользает.
Однажды я был свидетелем такого эпизода. Один замечательный человек, защищая свою работу о миссионерских принципах в современном мире, пытался привести эти слова именно как оду, как некий торжествующий финал: чтобы миссионерствовать, мы должны «быть всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых». Это человек был очень искренний и очень глубокий – и приводил эти слова именно чтобы повесомее закончить свою работу. Но в аудитории были люди, по-разному относящиеся к церковной практике, к церковной традиции, хотя все имели высокие ученые степени. И один из них в ответ на такое окончание в тон докладчику, совершенно неожиданно, как-то на порыве продолжил это высказывание: «Да, был с иудеями как иудей, с язычниками как язычник, с немощными как немощный, с уголовниками как уголовник, с содомитами как содомит, с сатанистами как сатанист». Эти последние слова буквально повисли в воздухе, потому что до такого никто никогда подобную линию не додумывал.
Вернуться к списку