Вернуться к списку

Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства

Сегодня мы заканчиваем беседы о Книге пророка Даниила. Сразу хочу сказать, что подробно разбирать всю книгу мы не будем. Это очень сложно и требует совершенно особой обстановки, а если пытаться серьезно размышлять над Книгой пророка Даниила, то надо просто читать древних святоотеческих толкователей. Дело в том, что последние главы Книги пророка Даниила посвящены данным ему от Бога откровениям, связанным с последними судьбами мира. Апокалиптический зверь, о котором, наверное, многие слышали или читали в Откровении Иоанна Богослова, впервые появляется именно у пророка Даниила. Очень много пророчеств, видений, связанных с последними судьбами мира, с тем, что принято называть словом «апокалипсис», хотя это не совсем корректно.
У пророка Даниила появляются впервые и становятся классическими очень многие образы. Как, например, «мерзость запустения, стоящая на святом месте». Такую фразу употребляет Христос, тоже говоря о последних судьбах мира. Вот все это подробно истолковывать мы не будем. Кому интересно, может почитать святых отцов.
Хочется сказать о другом, тоже связанном с откровениями о судьбах мира. У пророка Даниила есть совершенно четкое указание относительно явления в мир Христа, то есть буквально подсчитаны годы, он получает откровение о том, когда именно явится в мир Мессия. Это свидетельство – очень важное. Именно оно было известно книжникам, которые жили в Иерусалиме в то время, когда Родился в Вифлееме Иисус Христос. Действительно, народ ожидал Мессию, потому что все по срокам точно было предсказано, именно по годам. И книжники ничего другого ждать не могли. Потому-то перед нашим, так скажем, лицом и перед лицом народа, которому они засвидетельствовали, принуждая распять Иисуса Христа, фарисеи, книжники не имеют оправдания: Он все сказал и о времени, и о месте, и об обстоятельствах Своего Пришествия к Своему народу. Но книжники и фарисеи, призванные увидеть знамение и узнать по нему Пришествие в мир Мессии Спасителя, не захотели это сделать. Именно не захотели. Как говорит Пилат, из зависти они Его убили. Как свидетельствует Иисус Христос: вы умеете различать знамения погоды, знамения неба, а знамения времени вы разве не видите? Ведь все посчитано по пророчествам, данным Даниилу.
Вот об этом мы немножко поговорим. Это девятая глава Книги Даниила. Начинается она совершенно удивительной молитвой пророка Даниила. Я бы сказал, это шедевр молитвы человеческой и Божией. Мы все пользуемся, и это правильно, молитвословами и составленными святыми отцами молитвами. Они направляют наше сердце, наши чувства, наш ум в правильное русло, в правильную систему ценностей, они являются именно, в хорошем смысле, тем Прокрустовым ложем, на котором выправляются изгибы нашей души, шероховатости нашей воли, вспышки нашей гордыни. Мы по этим молитвам вытягиваем себя, как нужно жить, определяем, что должен переживать христианин, который собирается стать сосудом благодати Божией, – ведь мы все призваны стать вместилищем Святого Духа.
Вот к таким молитвам относится молитва пророка Даниила. Она удивительно смиренна, удивительно величественна, действительно, очень напряженна. Видно, что человек глубоко сокрушается, смиряется, он почти лежит перед Богом и духом, и телом в изнеможении, понимая, что он – ничто и его народ – ничто, и все люди перед Ним – ничто. И из этого состояния, что мы всего лишь прах, слышен удивительной силы голос: «Господи, ведь Ты же обещал! Когда Ты явишь Свою милость? Да, мы такие, но Ты – Бог!».
Это такое же состояние, как у женщины сирофиникиянки из Евангельской истории, которая упрашивает Христа, чтобы Он ее услышал: «Да, мы псы, но и псы имеют крохи, падающие со стола господ». «Да, мы плохие, – говорит пророк Даниил, – но мы же Твой народ. Ты же обещал тем, от кого произошел наш народ, что мы не исчезнем до конца. Вспомни! Ну, ладно, я – ничто, но пророк Иеремия обещал, что вот-вот должны исполниться сроки, когда должен закончиться наш плен. Что будет с нашим народом? Как будет?».
Ответом на эту молитву является удивительная милость Божия к Даниилу. Когда читаешь эту молитву, понимаешь, почему Дух Божий называет Даниила «мужем желаний». Заканчивается молитва так: «Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого»…
Ради Тебя Самого – не ради меня, не ради народа, не ради нашей славы, а ради Тебя Самого, «Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».

Вернуться к списку

Оставьте комментарий