Вернуться к списку

Жизнь христианина полна величайшей ответственности

Зашел брат мой во Христе и, увидев эту вещь, зная, что кричат во всех рекламных кампаниях, что она обладает определенной силой, притягивает определенную энергетику, он смутился. Он подумал: его материальное благополучие обусловлено тем, что у него на столе стоит эта лягушка. Он или осудил меня, или смутился: как я могу верить в Бога и одновременно держать на столе, как он думает, идола, которому поклоняются жители Юго-Восточной Азии? Или со временем решил и сам завести такую же: авось и у него что-нибудь изменится – у меня же, как ему кажется, изменилось.
Получается, что я вверг его в бурю смущений и сомнений, колебаний и брани помыслов, я заставил его невольно либо осуждать, либо смущаться. Да, я могу сказать, это его проблемы, я ведь не отвечаю за то, что он думает. Нет, отвечаю. Оказывается, моя свобода может кого-то смутить, особенно, если свобода демонстративная. Я был небрежен, не подумал, как это может быть воспринято моим ближним, моим братом – я не вошел в его образ мыслей и представлений, а мне заповедано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Я равнодушен был к нему, это его «тараканы» – его проблемы, мысли, слабость, я-то тут при чем? Он грешный, он виноват, – а я свободен и знаю, что никакого вреда в этом нет.
Но на самом деле Евангелие, и особенно в этом смысле отличительны писания апостола Павла, постоянно подчеркивает, что мы в ответе за брата нашего во Христе, чтобы его не смутить, не обидеть, не раздражить, а если раздражили, то умолить простить. Мы невольно стали причиной того, что он погрузился в борьбу помыслов, пусть невольно. Мы не хотели причинить ему зла, но причинили, мы виноваты. Это невольный грех.
Как тогда жить в этом мире? Потому апостол Павел и говорит: «Блюдите, как опасно ходите» – смотрите, как вы ходите опасно, ходите осторожно, не будьте, как неразумные: смотрите, какой отклик имеют ваши дела, слова, мысли, ваши улыбки, чтобы никого, особенно когда речь идет о ближних, о братьях во Христе, не смутить. Это наполняет жизнь христианина величайшей ответственностью за Церковь, за людей, которые вместе со мною предстоят Христу, и за мир. И когда человек поймет эту ответственность, он действительно начинает ходить осторожно. Об этом пишут, говорят, свидетельствуют, а порой почти кричат очень многие святые отцы Православной Церкви.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий