Вернуться к списку

Живое свидетельство опыта жизни во Христе

Мария Египетская была безграмотная и никогда ничего не слышала из Божественных слов, но краем уха улавливая какие-то общие настроения, почти легендарные сказания о Кресте, на котором был распят Христос (все-таки жила в христианское время, в христианской стране). И, желая просто облобызать, почтить Животворящий Крест Христов, она услышала голос Матери Божией: «Иди за Иордан и спасешься!». Она созидала свою жизнь, не читая Священного Писания, не зная, сколько евангелистов было, и не зная, какие Книги Священного Писания Ветхого Завета имеются. Тем не менее, она стяжала жизнь в Боге и знала, что именно через Христа, во Христе, милостью Христовой, благодатью Христовой дается ей все то, что она имеет. Вот это совершенно удивительная, протестантским сознанием не принимаемая действительность. Но оно так и есть!
И это очень многих поражает! Как безграмотная старушка, так хорошо нам всем знакомая, может жить в Боге, а человек, много-много читающий, знающий, понимающий не только Священное Писание, а и святых отцов, может погибнуть?
Эта данность хорошо известна в православной традиции. Корнями она уходит именно в само начало бытия церковного, потому что далось церковное бытие не из книжного свидетельства, не из цитирования, не из заучивания, а через живое свидетельство опыта жизни во Христе, в опыте познания Бога во Святом Духе.
Дальше апостол Павел начинает очень пространную речь об одном элементе обрядового благочестия, который имел некоторое значение для тех коринфян, к которым обращается апостол Павел. Он настолько пространно рассуждает об этом вопросе, что создается впечатление, что не такой уж это простой вопрос, раз апостол Павел уделяет ему так много внимания.
Совершенно не случайно свое рассуждение об этом вопросе, простом, казалось бы, он предваряет словами о Предании. И совершенно, может быть, не случайно, что в 11-й главе, которая состоит из двух разделов, он говорит и о важнейшем элементе христианской жизни – о Причащении Тела и Крови Христовых и о таком ничтожном, казалось бы, элементе, как носить или не носить женщине на голове покрывало. И эти рассуждения предваряет словами о Предании, мол, есть некое Предание, и хорошо тем, кто его держит как Предание.
Мы обратимся дальше к вопросу, который касается того, что мы называем обрядовым благочестием.
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?».
Вот такой отрывок, очень пространный, фактически, половина главы. Назовем его условно «о покрывании женщиной своей главы». В этом отрывке есть два момента, их надо различать и разбирать отдельно. Первый вопрос – об иерархе, о том, что, по крайней мере, в семье (на самом деле, вопрос стоит гораздо шире) есть иерархия. Это принципиально.
Второй вопрос – о покрытии головы во время молитвы. Я бы сразу подчеркнул, что речь у апостола Павла идет именно о покрытии головы женщины во время молитвы, о литургическом действии, о способе предстояния пред Богом для женщины; именно этот момент выделяет апостол Павел: вопроса, носить ли покрывало женщине в любое другое время или не носить, апостол Павел не касается, он говорит только о литургическом моменте, о том, как должна женщина участвовать в молитве.
Коснемся вопроса, который апостол Павел считает важнейшим в этом разговоре о покрывании женщиной своей главы, – об иерархии в семье, или, скажем больше – об иерархии бытия как такового.
Что касается семьи, то этот вопрос – самый болезненный для восприятия в наше время. Увы, мир изменился настолько, что такие естественные вещи не считаются давно уже естественными и оспариваются всеми, кому не лень.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий