Если умом мы приклоняемся к земле, то и все остальное служит земле. Если умом мы устремляемся к Небу, к Богу, то все существо наше проникается, освещается Богом: ум – это некий источник, буквально око, через которое вливается во все наше существо свет. Не только видимый свет, а именно свет, о котором сказано в Новом Завете: «Бог есть свет» (1 Ин.1, 5) . Этот Свет, наполняя все наше существо, делает его не просто светлым, а делает его живым, правильным – только Бог может соразмерить все силы нашего существа.
Чтобы правильно понимать явление боговедения, богопознания, как о том говорится все в той же 6-й главе Книги пророка Осии, надо иметь в виду, что познание, и на языке греческой философии, и, что гораздо важнее, на языке Библии, предполагает не просто схоластическое изучение учебников, чтение книг, пусть даже книг святых отцов. Этого чрезвычайно мало для того представления о богопознании, к которому призывает нас Бог через Библию или устами Иисуса Христа напрямую.
На языке Библии познание предполагает теснейшее, буквально телесное соединение. Библия начинается: Адам познал жену свою Еву, и она зачала и родила сына. Адам познал жену. Именно тем же самым словом говорится и о познании Бога, то есть познание Бога предполагает теснейшее соитие с Богом: не говорение о Нем, не размышление о Нем, а погружение в Него, сочетание с Ним. Этой брачной, даже физиологически брачной символикой пронизана вся библейская картина взаимоотношений Бога и человека, она дана в образах именно брачного ложа, брачного пира, брачного союза. Именно у пророка Осии еще раз повторяется (это слова Господа о дочери израильской): «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали» – Господин мой».
Господь предполагает, чтобы мы познавали Его не как нечто отвлеченное, не так, как познавал или размышлял о Нем Кант в своих философских построениях, а через соединение с Ним, именно соитие с Богом. Вот призыв, с которым обращается Бог к каждому человеку. И об этом же говорит Христос, когда он в 17-й главе в Евангелии от Иоанна говорит: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единого Бога Отца и посланного Тобой Иисуса Христа».
Жизни вечная – это знать Бога Отца, не знать что-то о Боге, а знать Бога, то есть соединиться с Ним в таком супружеском соитии, когда Он во мне и я в Нем. Христос поэтому установил таинство Причащения Тела и Крови Христовой, которое тоже есть теснейшее соединение. Сама Евхаристия в образах своих напоминает брачный пир, – и особенно когда мы собираемся в Пасхальную ночь на Пасхальную Литургию и причащаемся Тела и Крови Христовых. В словах Иоанна Златоуста именно это и звучит: вы пришли на брачный пир, насыщайтесь тем, чем питает вас Господь. Потому что через это соединение вы живете в Нем, и Он живет в вас. Это и есть образ именно брачных отношений мужа и жены.
Важно в только что процитированном отрывке из Книги пророка Осии, что человечество, в данном случае верующие в Бога люди, назовут Его не просто Женихом, монахинь не зря называют «невесты Христовы», а именно так вся Церковь из состояния невесты Христовой перейдет в состояние жены, когда действительно всей Полнотой Церкви мы познаем радость единства с Богом. Пир, на который созывают сейчас всех, это именно брачный пир: все люди нового человечества, все верующие во Христа вступают в тесное соединение с Богом. Это важнейший элемент, когда мы говорим о богопознании.
Церковь, придя в состояние Церкви прославленной, назовет Бога «Муж мой». Понятно, что всякая измена Богу это (по крайней мере, в контексте библейских пророчеств, в контексте Книги пророка Осии) иначе как плотской изменой, блудом, прелюбодейством пониматься не может. Мы все призваны сочетаться с Богом, так в Крещении и говорим или за нас об этом свидетельствует крестные наши: «сочетаюсь со Христом». То есть мы из двух становимся едиными, Христос живет в нас, мы живем во Христе. И всякая измена, уклонение от пути, заповеданного Христом, уклонение от Него никак иначе, как духовный блуд, пониматься не может. Это не просто «я так хочу» или «мне так кажется», или «я считаю, что какая-то мысль более правильная», или что «вот этот идол более похож на воплощенную истину», или «служение этому богу, или этому закону, или этой философской системе мне кажется более правильным». Все это не важно.
У всего человечества, созданного Богом и призванного к соединению с Богом, – мы все одно целое в очах Божиих, – может быть только один Жених, один Муж. Это Христос, Воплощенный Бог Слово. Поэтому вне Его мы все будем находиться в состоянии духовного блуда, прелюбодейства и измены.
Есть еще необходимое условие – это исполнение заповедей и упование на Бога. Как свидетельствует пророк Осия: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Обратись и ты к Богу твоему, наблюдай милость и суд, уповай на Бога твоего всегда». И не важно, приносит человек жертву или не приносит, не важно, каков размер жертв, – важно, творишь ли ты милость и суд, справедлив ли ты и милосерден и уповаешь ли на Бога во всех обстоятельствах своей жизни. Если это есть, тогда благоприятны жертвы твои, ни одна не пропадет втуне. Помянет Господь всякую жертву, сказано в 19-м псалме.
И, если наоборот, ты не уповаешь на Бога, если ты на самом деле служишь и Богу, и кому-то другому, если ты ждешь помощи и от Бога, и от чего-то или от кого-то иного, если ты, принося жертвы твои Богу, не милостив, если ты не творишь правду, то есть не исполняешь какие-то элементы человеческого, правдивого бытия, то твои жертвы ни к чему, они только раздражают Бога. И Господь во всех остальных Книгах Духом Святым свидетельствует о том, что жертвы без сердца ни к чему не приводят. У пророка Осии лишний раз это подчеркивается: без просвещения ума, без приложения к этому милующего трепетного сердца, без всегдашнего упования на Бога сами по себе жертвы ничего не значат.
Вернуться к списку