Зашел брат мой во Христе и, увидев эту вещь, зная, что кричат во всех рекламных кампаниях, что она обладает определенной силой, притягивает определенную энергетику, он смутился. Он подумал: его материальное благополучие обусловлено тем, что у него на столе стоит эта лягушка. Он или осудил меня, или смутился: как я могу верить в Бога и одновременно держать на столе, как он думает, идола, которому поклоняются жители Юго-Восточной Азии? Или со временем решил и сам завести такую же: авось и у него что-нибудь изменится – у меня же, как ему кажется, изменилось.
Получается, что я вверг его в бурю смущений и сомнений, колебаний и брани помыслов, я заставил его невольно либо осуждать, либо смущаться. Да, я могу сказать, это его проблемы, я ведь не отвечаю за то, что он думает. Нет, отвечаю. Оказывается, моя свобода может кого-то смутить, особенно, если свобода демонстративная. Я был небрежен, не подумал, как это может быть воспринято моим ближним, моим братом – я не вошел в его образ мыслей и представлений, а мне заповедано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Я равнодушен был к нему, это его «тараканы» – его проблемы, мысли, слабость, я-то тут при чем? Он грешный, он виноват, – а я свободен и знаю, что никакого вреда в этом нет.
Но на самом деле Евангелие, и особенно в этом смысле отличительны писания апостола Павла, постоянно подчеркивает, что мы в ответе за брата нашего во Христе, чтобы его не смутить, не обидеть, не раздражить, а если раздражили, то умолить простить. Мы невольно стали причиной того, что он погрузился в борьбу помыслов, пусть невольно. Мы не хотели причинить ему зла, но причинили, мы виноваты. Это невольный грех.
Как тогда жить в этом мире? Потому апостол Павел и говорит: «Блюдите, как опасно ходите» – смотрите, как вы ходите опасно, ходите осторожно, не будьте, как неразумные: смотрите, какой отклик имеют ваши дела, слова, мысли, ваши улыбки, чтобы никого, особенно когда речь идет о ближних, о братьях во Христе, не смутить. Это наполняет жизнь христианина величайшей ответственностью за Церковь, за людей, которые вместе со мною предстоят Христу, и за мир. И когда человек поймет эту ответственность, он действительно начинает ходить осторожно. Об этом пишут, говорят, свидетельствуют, а порой почти кричат очень многие святые отцы Православной Церкви.
Вернуться к списку