Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова у Креста. Пассия Великого поста (03.04.2022)

Слово священника Константина Корепанова в воскресенье 3 апреля 2022 года в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы стоим перед лицом распятого на кресте Бога. Для того, чтобы быть распятым, Бог стал Человеком. Он Сам говорит Своим ученикам: «На этот час Я и пришел». Он пришел для того, чтобы научить нас некоторым заповедям, потому что все заповеди Им были сказаны до того, как Он стал Человеком. Слова о том, что мы должны любить Бога всем сердцем своим, всей крепостью своей, и что мы должны любить ближнего, как самого себя – эти слова люди знали давно. У них не было сил исполнить эти слова; порой, не было даже мотивов, а не только сил. Христос не учит нас новым заповедям; Он приходит для того, чтобы умереть. Бог становится Человеком, потому что это — единственный способ принять смерть. Но не только в этом смысл висящего перед нами человека. Это – древо жизни. Это то древо, которое должно было бы нас погубить — да и погубило немало людей. А теперь это древо нас спасает.

Некогда, очень давно, человек не послушался своего Бога. Ему было запрещено есть плоды с дерева, посаженного Богом. Но человек не послушался Бога, не явил Ему послушание, которое есть производное любви, и этим показал, что Бога он не любит, потому что любовь есть послушание. Адам дерзновенно простер руку и сорвал плод, чтобы исполнить свою прихоть, а не волю Бога. Именно это убило его, как убило всех, рожденных от него. Человек вкусил плод непослушания и умер, потому что вся тайна вечной жизни и тайна спасения — в том, чтобы слушаться Бога. Не Бога, как власть и не Бога, как силу, — а Бога, как Жизнь. Как можно не слушаться Жизнь? Если ты не послушался жизни — ты, естественно, вкушаешь смерть. Жизнь хочет, чтобы все жило. Для этого надо послушаться ее — и жить. Адам не послушался, он умер, убив всех своих потомков, рожденных от него. И вот, чтобы исправить дело Адама, исправить грех Адама, Бог Сам становится Человеком для того, чтобы, как человек, явить послушание Своему Отцу. Он идет, как велит Отец, живет так, как велит Отец и умирает так, как велит Отец. Он колеблется перед этим страшным решением, но остается послушным Своему Отцу даже тогда, когда Отец оставляет Его на Кресте. Даже тогда, совершенно оставленный Своим Отцом, Он сохраняет Ему верность, чтобы навсегда исцелить непослушание человека.

И вот, мы стоим перед Крестом и видим здесь Человека, явившего послушание Своему Отцу. Христос говорит нам с Креста: «Дети Мои, ученики Мои, люди Мои, идите со Мной. Нет другого пути, который мог бы вас спасти. Послушайтесь Меня. Послушайтесь – и будете жить вечно. Примите волю Бога, ибо она есть Жизнь. Не бойтесь; какие бы страдания и скорби вас ни встретили, Я их уже прошел». Это не значит, что для нас Он является образцом. Это значит, что в каждой скорби, которую мы встречаем, мы встречаем Христа, мы встречаем в ней Бога. Это – безусловно и абсолютно. Только для того, чтобы встретить скорби, любовь моего Бога, надо о Нем вспомнить. Какая бы скорбь ни свалилась: смерть близкого человека, безденежье, болезнь, нищета, увольнение с работы, какие-то гонения, неприязни близких – все это Он претерпел, — даже предательство и немощь Своих учеников. И поэтому, стоит нам только вспомнить в этой, свалившейся на нас скорби: Христос это вынес. Я верю, что Он это вынес ради меня, — и тут же то же самое обстоятельство, которое сокрушало наше тело и наши души, становится животворящим. Мы обретаем в нем мир и любовь своего Бога, мы слышим Его голос, мы пьем Его утешение. Он исцеляет наши раны, поэтому и смерть, и гроб, и крест Церковь называет животворящими.

И, именно поэтому, чудное дело — наши предки: они ведь ничего не читали, они ничего не слышали. Долгие столетия они жили без проповеди, не слышали слов о Писании. Они не умели его читать, а через какое-то время потеряли даже возможность понимать его. Еще в начале двадцатого века 80% населения были просто безграмотными. А на русский язык Писание переведено только в конце девятнадцатого века. Но люди были не только верующие, — они засвидетельствовали, что Христос живёт в их жизни. Как же так? Они же не читали, не понимали, не умели, не знали Иисусовой молитвы. Они не читали Игнатия Брянчанинова, у них не было «Добротолюбия», у них вообще не было книг святых отцов, а будь они – они бы не могли их прочитать, потому что читать не умели. Но они были святыми, сохранили веру до конца своей жизни и ушли к Богу. Почему? Потому что они поняли главное: здесь, на Кресте, висит Бог. И, если я буду терпеть до конца с верой в Него, – Он всегда будет рядом со мной. Простая фраза, простой образ, простое богословие, дошедшее до нас в пословице: «Бог терпел — и нам велел». Смешно, но это слово животворило человека, потому что оно передавало главную суть христианства: надо с верой во Христа терпеть — и Бог будет со мной всегда. Поэтому люди терпели и не бунтовали, умирали, но стояли, выносили невыносимое, воскресали, вставали и шли. Они преодолели и одну беду, и вторую, и третью, — и мор, и монголов, и разруху – все преодолели. И плохих царей преодолели, и плохих вельмож, и глупость, и дурь, и голод, и холод, и врагов, и плен, и поляков, и турок – всё преодолели, потому что поняли главное: нужно терпеть с верой во Христа. И, накладывая на себя крестное знамение, шли они пахать бесплодную землю, шли рожать очередной раз после семи умерших детей, шли на войну против превосходящих сил врага, штурмовали то, что штурмовать нельзя, защищали то, что защитить невозможно. Простая русская христианская вера, которая построила великое государство, большую страну, могучую культуру и сделала великим наш народ. Только в этом — понимание значения Креста Господа нашего Иисуса Христа.

И если мы увидим, поймем, примем это, как завет наших отцов, если мы увидим в распятом Боге и в распятом человеке образ для собственной жизни и будем терпеть и делать то, что велит Бог, веруя, что Бог, пока мы терпим с верой в Него – будет всегда с нами, и залечит нашу душу и тело, и поможет идти дальше. Мы все преодолеем. Мы все победим и войдем в обещанное нам Царство Божие. Аминь».

Источник: ютюб-канал Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга:

• Проповедь иерея Константина Корепанов…
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/hdIAl7X7Axyvxg
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Вернуться к списку