Вернуться к списку

Проповедь о. Константина Корепанова на ночной Литургии (02.04.2022)

В ночь с 1 на 2 апреля в Верхней Пышме в крестильном храме святителя Стефана Великопермского состоялась ночная Божественная литургия.
Участниками Богослужения записана проповедь отца Константина Корепанова, и они делятся ею с нами (к сожалению, только аудиозапись доступна).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали очередное обличение Господом нашим Иисусом Христом окружающих Его фарисеев. На самом деле, это не самое страшное обличение, — и вообще, чаще всего и больше всего Господь обличает именно фарисеев и книжников, совсем не трогая грешников. Но есть в Евангелии обличения значительно более серьёзные, чем те, о которых мы слышим в сегодняшнем Евангелии. Он обличает фарисеев за лицемерие и указывает в данном отрывке на одну из причин этого лицемерия. Вообще, лицемерие — вещь очень привязчивая к верующему человеку; религия способствует развитию в человеке лицемерия. Очень просто и удобно за счёт исполнения религиозных правил предположить, что ты — не такой, как все, что ты — лучше, что ты — духовнее, праведнее, и тогда ты начинаешь разделять людей на праведных и неправедных, на хороших и плохих. К этому располагает любая религиозная среда. Но здесь Христос говорит о другой причине, Он говорит: причина вашего фарисейства в том, что вы заповеди человеческие предпочли заповедям Божиим. Традиции, обычаи или поучения человеческие (старцев, книжников, порой — святых людей) вы предпочли заповедям Бога. Действительно, фарисейство питается внешне и из этого источника. Лицемерие заключается в том (и это просто и очевидно), что слова, которые сказал Бог, для нас становятся словами менее важными, чем слова, которые сказал святой человек.

Это неправильно и недопустимо, и это — очевидная ложь, но мы часто именно так думаем, и часто так к этому и относимся. Мы действительно так воспринимаем слова, которые говорит уважаемый нами человек, какой-нибудь подлинный святой, — такой, как Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский или Сергий Радонежский, — или какой-то местный священник, которого мы любили и который, по нашему мнению, был замечательным человеком или даже святым, — или просто благочестивый человек, чьи слова легли нам на сердце и мы в эти слова поверили, — но ведь это всё не важно: мы же понимаем, что эти слова, кем бы они ни были сказаны, не могут противоречить словам Иисуса Христа, словам Божиим, словам, написанным в Библии. Мы же это понимаем; это же — очевидная вещь. Что же мы делаем? Почему, встречая какие-то слова, сказанные человеком, мы предпочитаем их словам Священного Писания?

Очень важно в этом разобраться: почему мы слово Божие отставляем в сторону? Почему мы что-то предпочитаем слову Божьему? Как же так? Ведь мы надеемся оправдаться и спастись этими словами! Почему же мы (и не только мы, люди 21 века, — так же делали люди 20-го, 19-го, 18-го века, — люди 5-го, 3-го века, 1-го века; делали люди так даже до Рождества Христова: это — духовная болезнь, которая всегда присутствовала в среде слушающих слово Божие людей.

Вроде бы, понять можно, объяснить можно: человек этот — замечательный, святой даже, как упомянутые здесь святые, — это правда; но никакое людское слово мы не должны ставить выше слов Божиих. Мы устали — почему? Вариантов — два: либо мы просто не знаем слов Божьих, — мы не читаем Священного Писания, не знаем, что там написано; и вообще зачем мне читать Священное Писание — лучше послушать проповедь священника, или схожу к бабушке, которая тридцать лет в церковь ходит, у неё что-то спрошу; — а мне-то зачем читать Священное Писание? Именно в этой среде возникла мысль о том, что Священное Писание читать опасно, что можно заразиться какой-нибудь ересью: вон сколько еретиков было! Именно из этой среды исходит мысль о том, что кому-то слово Божье может быть вредно; из этой среды исходит представление, что сначала надо почитать толкования, а уже потом — читать слова Самого Христа. Это же — очевидная ложь! Как можно прочитать слова человеческие раньше, чем мы прочитали слова Божии? При всём уважении и любви и необходимости толкований и литературы, они всё равно должны идти вторично по отношению к слову Божьему! Но мы часто, не читая Слова Божьего, заменяем его одним толкованием. Очень часто в истории Церкви было так, что выбиралось какое-то человеческое толкование — а оно было единственным в таком роде; другие святые отцы объясняли данный отрывок совсем по-другому, но мы не знаем об этом. Мы поняли слово Божие так, как предложил нам какой-то человек — может, святой, — а может, не святой; толкования пишут разные люди. Скажем, при всём уважении к Лопухину и к его труду, он ведь не был святым человеком. Или некоторые другие толкователи, предложившие свои толкования в двадцатом веке, — они же не канонизированы. Но мы берём их и читаем, потому что нам так удобнее, потому что мы сами готовы заменить чем-нибудь Слово Божие.
«И, когда мы делаем это последовательно, методично, когда мы упорно заменяем Слово Божие чем-то другим, то мы свидетельствуем против себя: дело не в том, что мы не знаем; мы не хотим знать Слова Божьего, — не хотим. Почему?
А это — очень тяжёлое состояние, состояние людей, в которых Слово Божие не вмещается. В восьмой главе Евангелия от Иоанна Христос обличает Своих учеников — «сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям». Обращаясь к ним со страшными словами, Он говорит: «Почему вы не слушаете Моего слова? Потому оно не вмещается в вас, что вы — не от Бога. Слушающий слова Мои — от Бога; отвергающий слова Мои — не от Бога». Если мы упорно и методично отвергаем Слово Божие и не читаем его, не хотим слушать, а всё время заменяем его словом человеческим — пусть мудрым и святым — но, всё-таки, человеческим — мы свидетельствуем о себе, что в наше сердце Слово Божие не вмещается и, значит, мы — не от Бога. Чем мы будем оправдываться? Тем, что прочитали святых отцов? Тем, что выучили наизусть «Лествицу»? Тем, что знаем Исаака Сирина или Силуана Афонского и цитируем великих подвижников Церкви? Но они же будут судьями против нас! Они скажут: «Мы-то читали Слово Божие и осуществили его, мы вовсе не заставляли вас читать наши слова, а призывали вас читать, так же, как и мы, Слово Божие! Это красной нитью проходит через все наши писания: читайте, веруйте во Христа, а не в нас! Слушайте Христа, а не нас: мы — только проводники к Нему, мы только помогаем в своей жизни осуществить Его Слово, потому что сами сумели это сделать».
Это упорное неприятие Слова Божьего, упорное несогласие с тем, что надо читать не то, чтобы всю Библию, — но хотя бы Евангельское Слово; и жить этим Евангельским Словом, — порождает то, что сначала мы заменяем Слово Божие писаниями святых отцов, потом их заменяем писаниями благочестивых людей, — потом их заменяем любыми писаниями, которые нам попались, — а потом — тем, что написано просто человеком с улицы.
Это, собственно, мы и наблюдаем сегодня: когда любой человек, любой блогер может рассуждать о Христе, о Евангелии, о том, как жить по Евангелию. Именно его мнение становится востребованным, воспринятым миллионами; и в этой среде, в том числе, есть люди не просто далёкие от Церкви, — но и люди Церкви. Ведь в том и состоит наша собственная верность Христу, чтобы любое слово, говоримое любым человеком, мы бы проверяли: а в Евангелии что сказано? А у Апостолов что написано? А в Библии что по этому поводу говорится? Но нет, мы не проверяем, — а доверяем людям, — и из-за этого, в конце концов, доходим до такого состояния, что мы не знаем Истины. Именно это неприятие, нелюбовь, невнимание, пренебрежение Словом Божиим и приводят, в конце концов, к тому, что будет в последние дни мира: почему тогда люди поверят антихристу? Ведь это же — не просто грешники, которые поверят антихристу, потому что он скажет: развратничайте, ешьте, пейте, грешите! — Не поэтому же! Ему же храм построят, его богом провозгласят верующие же люди! Как же они дойдут до такого ожесточения сердца и отупения ума, что антихриста назовут богом? А в послании апостола Павла к Фессалоникийцам сказано: за то, что они не приняли любви и истины, — за то пошлёт им Бог духа заблуждения, — так что они будут верить лжи и обманываться. Именно то, что человек не принял любви и истины, что он не возлюбил Слова Божьего, не внимал ему, не читал внимательно, не обращался к нему и не осуществлял его в своей жизни, — именно это забвение Слова Божьего приведёт к тому, что люди будут творить страшные грехи, страшное насилие, жестокости, абсолютно безбожные, чуждые Христа вещи, — но при этом думать, что они служат Иисусу Христу. Это очень опасное состояние, ведь именно эти фарисеи, — вроде бы, возлюбившие и знающие Библию, — но более возлюбившие слово человеческое, убили своего Бога. Что же удивляться тому, что, забывая Библию, Евангелие, мы ожесточаемся, черствеем и заблуждаемся? Это — наш ориентир, светильник, как говорит апостол Пётр. Если мы будем держать этот светильник на подсвечнике, — если Библия не будет просто стоять или лежать у нас, запылившись, если мы возьмём хотя бы одну-единственную книгу — Евангелие от Матфея или Иоанна, или Послания Апостольские — и будем регулярно внимать ей, — то это, по крайней мере, нам будет гарантировать, что мы действительно будем творить волю Божью, а не заблудимся в этом мире, где соблазны и ложь подстерегают нас на каждом шагу. Аминь».

Автор: Константин Корепанов
Аудиозапись: Андрей Серафимович
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Вернуться к списку