Вернуться к списку

Проповедь. Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную.

Открыть видео
Открыть аудио
27 января 2022 года. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читалась Евангельская история о том, как богатый юноша обратился к Иисусу Христу с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10:17–27).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня в Евангельском чтении вы слышали хорошо нам всем известную историю о некоем богатом юноше, который подошёл к Иисусу Христу с вызывающим вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную, чтобы спастись?» Ответ общеизвестен, он известен и этому юноше, но он хочет, чтобы была явлена его добродетель, и, когда Христос говорит ему ожидаемые слова о том, что надо соблюдать заповеди, юноша с готовностью отвечает: «Я всё это сделал: всё, что Ты перечислил, я сохранил от юности моей.» Это очень наивно и вызывающе самонадеянно — считать, что ты в юном возрасте исполнил все заповеди, но юноша уверен, что он это смог. Так бывает с всяким человеком, который, более или менее, он с детства своего сохранил правильные отношения с Богом и с людьми. И, приходя в церковь, обращаясь к Богу, он искренне считает, что он-то — хороший человек, потому что он ведёт честную жизнь: не пьёт водку, не колется наркотиками, сохраняет нормальные отношения с родителями, учится замечательно. В общем-то — хороший, достойный человек, и спроси любого — он скажет про него, что он действительно сохранил заповеди Божьи: не убивал, не крал, не прелюбодействовал; так им кажется, и в какой-то степени в этом есть объективная правда, но очень неглубоко знает себя человек.

И вот, наступает день, когда вдруг — по разным причинам, но чаще всего это вмешивается Божия Премудрость, — человек начинает делать то, чего, как ему казалось, в его сердце никогда не было. Он может начать пить, или колоться, или бить своих родителей, или унижать слабых, или богохульствовать — и много чего другого, смрадного и нечистого, глупого, мерзкого, злого может начать делать; может дойти до состояния самоубийства или смерти от алкогольного или наркотического опьянения; может дойти до тюрьмы, может совершить дела, за которые ему не расплатиться никогда, и всё это — человек, который в двадцать лет поражал всех своим видимым благочестием. И вот, осознавая свою жизнь через двадцать лет после всех этих историй, он думает: «Как же так могло получиться? Кто меня заразил этой заразой греха?» Да никто не заражал, всё это было у тебя в сердце! Всё это так лежало и дремало, и ты не знал самого себя, хотя в сердце твоём это всё жило. Мудрый наш русский народ (обычно мудрый задним умом) по этому поводу сказал пословицу: «В тихом омуте черти водятся». Потому что человек, думающий про себя, что он — хороший и приличный, на самом деле — такой же, как все, просто он умеет определённым образом жить среди людей, у него есть навык — а, может быть, благодать Божия до поры до времени покрывает его, и он кажется сам себе хорошим, но в глубине сердца у него бурлят точно такие же страсти и живут точно такие же грехи, как у всякого человека. И потому никто в юном возрасте не может сказать, что он чист, что он исполнил заповеди: просто повода ещё не представлялось. Как, допустим, человек, который, прожив с женой двадцать лет, считает, что он, несомненно, — порядочный семьянин, хотя, может быть, дело просто в том, что он недостаточно привлекателен и симпатичен, или он просто домосед — просто не представлялось возможности быть кем-то соблазнённым, и потому он уверен, что он — преданный муж своей жены. А сколько браков — до двадцати процентов распадается в период от двадцати до двадцати пяти лет совместной жизни! Значит, не всё — так, как кажется человеку.

И этот юноша так же уверенно подходит ко Христу, говоря: «Я всё сделал, всё соблюл, — что мне ещё недостаёт?» Он вопрошает Бога, вопрошает Праведника; это очень опасное состояние — подходить к святому и спрашивать: «Что мне ещё надо, чтобы стать таким же, как Ты?» Господь прямо ему отвечает, глядя в самую глубину его сердца, Он говорит: «Тогда иди за Мной. Если ты такой же совершенный, как Я — иди за Мной, оставь всё, ведь у Меня нет ничего, следуй за Мной, взяв свой крест, как Я беру Свой. Ибо подлинное совершенство и подлинная праведность состоит в том, чтобы быть чуждым этого мира. Мир лежит во зле, и всякий соприкасающийся с этим миром, так или иначе, оскверняется. Только вера во Христа и милость Христа не дают этой скверне проникнуть глубоко внутрь нашего сердца, но оскверняется — каждый. И поэтому, чтобы быть непорочным, непоколебимым, надо быть чуждым этого мира, и Христос призывает подошедшего юношу пойти за Ним, взяв свой крест. И тут вдруг выясняется, что тот не может. Юноше ещё очень многое надлежит понять, но если человек не может пойти за Христом, это не потому, что он — из другого теста сделан, это потому, что он привязан к миру сему, к вещам — идолам этого мира. Значит, у него самая первая заповедь Закона не исполнена. У всех нас, привязавшихся к миру, первая заповедь — о любви ко Христу — Богу всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью — эта заповедь не исполнена. Конечно, Бог не судит нас за это, Он принимает покаяние наше и животворит наше сердце, и долготерпит, и потихоньку переплавляет наше сердце, чтобы оно сделалось способным возлюбить Бога всецело, полностью, всем своим существом.

Но мы должны очень хорошо себя знать. Как говорят святые отцы, самое опасное для человека — мнение о самом себе: будто я могу, будто я справлюсь, будто мне всё по плечу. Человек должен сознавать, что он немощен, сознавать, что он слаб, что он удобоуязвим и удобопреклонен ко греху, что он очень легко может споткнуться и упасть; что, если мы сегодня молимся и верим, и служим Богу, и у нас есть милость к людям, — то это не потому, что мы вдруг стали непоколебимыми в добре, а потому, что сегодня Бог преклонился к нам, обнял нас и носит нас на Своих руках.
И человек, который будет сознавать это, исповедовать это, человек, который будет всем своим существом знать, что он с Богом, во Христе только потому, что Бог так хочет, что Христос его так любит, и Христос его животворит Своим Духом, — то он может остаться таким непоколебимым до конца своих дней, и ни один грех, ни одна страсть никогда его не скрутит. Мы падаем в страсть, мы нарушаем клятву: мы пьём, мы грешим, блудим, ненавидим, проклинаем, нас мучают богохульные помыслы, злоба, зависть, ревность только потому, что мы возомнили о себе нечто: будто бы я не такой, как все, будто бы я сам что-то могу, будто своей силой я молюсь и пощусь, будто я — такой хороший, что хожу в храм. Дохнёт на нас сила Божия — и ни один из нас не придёт в храм — кто от отчаяния, кто от уныния, кто от болезни, — а кто-то просто потому, что потерял веру, — если Бог захочет. То, что мы пришли сегодня в храм, — конечно, шли наши ноги, и терпели наши ноги, — и стояли, и шли, и страдали наши ноги, — но несла нас сила Бога нашего, и, не будь её, мы бы не дошли, мы бы даже не решились пойти; это всё — Он! И потому, когда человек начинает сознавать, что это всё — Бог, Его Имя, Его Любовь, Его Сила, — тогда он начинает благодарить за каждый вздох в своей жизни, за утреннее пробуждение, за то, что оказался сегодня в храме, а не в кабаке, за то, что ноги его стоят на храмовом полу, а не на полу железного барака, за то, что он сегодня может смотреть на икону, а не пялиться на какую-нибудь паутину грязного чердака, — это всё сделал Бог.

Но сколько стоит человеку смириться, понять! — Но тогда он начнёт благодарить, всем своим сердцем понимая, что всё лучшее, что было в его жизни — доброго и сильного, безопасного и счастливого, радостного — всё это был Бог, и всё это время он был носим на Его руках. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/CoMNY2z-luw
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/tcwv_noJ8Yy7VQ

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий