Вернуться к списку

Проповедь о.Константина Корепанова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице (18.07.2021)


Видеозапись сделана 18 июля во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Проповедь священника Константина Корепанова на евангельский отрывок об исцелении слуги сотника (Евангелие от Матфея, 8:5-13).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали евангельскую историю о том, как Христос исцелил слугу некоего сотника, который, будучи сотником, естественно, является язычником, и, тем не менее, он дорожит своим слугой и верит в то, что ходящий по Иудее Человек, по его мнению, действительно может всё, что только захочет. Поэтому он, ничтоже сумняшеся, не только подошёл к Нему, хотя мог бы и побояться этого, потому что Христос мог его обличить в том, что он — захватчик, что он — язычник: «Что ты сюда припёрся? Так тебе и надо, грешнику окаянному, чтобы все твои слуги сдохли, и ни один чтоб не остался!» Ведь он мог этого бояться; но он очень дорожил этим слугой, и очень верил в то, что этот Человек имеет связь с Богом. А если этот Человек имеет связь с Богом, то, несомненно, Он — добр, Он — благой, щедрый, милостивый, — ибо только таким и может быть Бог. Вот это представление несчастного, грешного, окаянного язычника несравненно лучше наших представлений о Боге, в которых Он предстаёт палачом и экзекутором. Только и слышим, что: «Бог наказал», «Бог накажет». «Он вам сделает то-то и то-то». Особенно в связи с теми проблемами, которые сейчас переживает наш народ в частности и всё человечество; все только и грозят страшными бедствиями, страшными муками всем, нимало не задумываясь, насколько это соответствует тому образу Бога, который нам рисует Священное Писание, или насколько это соответствует тому, что Сам Христос открыл в Писании о тех или иных явлениях и событиях. Мы настолько отдалились от Священного Писания, держа его в руках, жонглируя и манипулируя им, как нам удобно, никогда его не открывая.
Вот, все говорят о конце света, все говорят, что вот, все знамения сбываются, — и никто никогда не заглянет в него и не прочитает, что же там написано на самом деле, потому что никому не нужна вера, никто не живёт верой. Взять, например, бедного, несчастного язычника — сотника. Ну, скажи сейчас батюшка слово о вере, о том, как надо верить, если у нас кто-то заболел, или кто-то при смерти, — никто не будет слушать. Или — вчера праздновали память святых царственных страстотерпцев, и хор пел замечательное песнопение о том, что ничто не может нас отлучить от любви Божией, которая во Христе Иисусе, — и мы не будем этого слушать. Мы с удовольствием поговорим о ковиде, о вакцине, цифровизации и, разумеется, о конце света, — но никому не нужно Слово, которое говорит Христос. Вот, сегодня же, в Евангелии Христос говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное.» Он не говорит: блаженны ждущие конца света, Он говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» , но не говорит: блаженны обличающие негодяев, ибо они спасутся. Где те слова, которые мы видим в интернете, слышим в многочисленных роликах? Их нет в Священном Писании. В Священном Писании говорится о милости, о любви, о неосуждении, о чистоте сердца, о кротости и нищете духовной. Мы вспоминаем сегодня преподобного Сергия, который был удивительнейшим святым и жил в не менее тяжёлое время, — в какой-то степени даже более тяжёлое время, чем сейчас, — но свою славу, которую дал ему Христос, он заработал кротостью и смирением, а не обличениями и проповедями о конце света, которые в ту эпоху тоже витали. Или память преподобномученицы Елизаветы Федоровны, которая тоже жила в смутную эпоху, когда тоже всё рушилось на её глазах, но она любила и служила, никогда не поднимая голоса против той неправды, которая творилась, хотя эта неправда лишила её всего: семьи, мужа, чести, достоинства, богатства, славы, — но она видела распятого Христа и служила Ему, поэтому мы сегодня воспеваем ей славу, — ей, а не тем, которые под разными предлогами бунтовали, возмущались, обличали, злословили и проклинали. Мы забыли, о чём говорит Христос: мы забыли о смирении, мы забыли о послушании, мы забыли об уповании на Бога, — самом главном, фундаментальном, — основании всего, что может человек испытывать к Богу, — надежде на Него, уповании на Него. Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Он поверил Его слову. Если мы будем верить слову нашего Бога, которое отражено в Священном Писании, неважно, о чём оно — о том, что нужно молиться за своих врагов, или о том, что нужно прощать тех, кто виновен перед нами, или о том, что когда-нибудь будут ставить печати, но не тогда, когда заблагорассудится деятелям Ютуб каналов, — а тогда, когда придёт антихрист; именно он будет ставить эти печати через своих услуг, — и никак иначе.
Если бы мы поверили слову Христа, слову Духа Святого, Который в Священном Писании, мы бы жили мирно, мы бы обрели мир, и были бы оправданы Богом. Но как нам примириться с Богом, если мы не верим Его словам? Как нам примириться с Богом, как нам выпросить желаемое здоровье, радость или счастье, если мы не верим Его словам? Вот, говорит Он, Я предложил тебе, Я принёс тебе жизнь, — уверуй, живи! — Нет, Господи, не верим, и верить никогда не будем, потому что мы и говорим о всяких многочисленных геополитических и медицинских проблемах только для того, чтобы заглушить голос собственной совести, которая обличает нас в том, что мы не верим Христу, не верим во Христа и не живём Христом. Как удобно спрятаться за эту словесную шумиху, чтобы изобразить вид деятельности и мнить себя благочестивыми и спасёнными, потому что мы говорим о таких возвышенных предметах! Однако, есть только одно Слово, проверяющее моё сердце: вера во Христа и принятие Его заповедей, — какая бы это заповедь ни была.
И мы чтим сегодня, вы видите — на аналое тесно — столько святых, и это всего лишь очень известные нам святые: преподобномученица Елизавета Федоровна, величайший из русских светильников преподобный Сергий Радонежский. А есть ещё преподобный Андрей Рублев, которому мы обязаны иконой Святой Троицы, которая тоже здесь украшает наш храм, и свидетельствует нам о единстве, как заповеданном нам и чаемом нами состоянии для всей Церкви и для всего народа, — у него тоже есть память. Или память преподобного — величайшего из Афонских святых — Афанасия Афонского: его память тоже чтится сегодня. Если бы мы сегодня разложили все иконы святых, они бы обличили нас с этих образов тем, что они жили в очень трудное время, но думали не о том, чтобы базарить по поводу этих трудностей, а в том, чтобы в то время, в ту эпоху, в той стране, в том месте, в том состоянии — исполнять заповеди Божьи. Поэтому, когда те трудности прошли и эпохи сменились, люди помнят и чтут тех святых, которые исполнили заповеди Божии. Мало того, что мы о них помним, они обрели вечный покой в обителях своего небесного Царя.
Вот что нужно делать, если мы рассчитываем на вечную жизнь; вот что нужно делать, если мы любим или хотя бы хотим любить своего Бога. Как сказал однажды с этого самого места наш Владыка митрополит Евгений: «Да какая разница? От чего-то ведь все равно придётся умирать, — от пули или от ковида, от вакцины или от автомобиля, — но от чего-то мы все умрём, рано или поздно. Будто до ковида люди все доживали до восьмидесяти лет, будто молодые не гибли всё время! Никто не знает исхода человеческого, — только Богу это известно.»
Но мы надеемся на встречу со Христом, и, чтобы эта встреча была действительно радостью для нас, надо верить в Него, любить Его и исполнять заповеди Его, пока есть дыхание в моих ноздрях. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Евгений Панферкин
Текст: Елена Плотникова

Вернуться к списку

Оставьте комментарий