Вернуться к списку

Что мешает нам ходить во свете? Проповедь иерея Константина Корепанова

Открыть видео
Открыть аудио

3 февраля 2022 года. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Большинство людей, даже входящих в церковь, не ведают славы того Царства, и силы той любви, и объема того Света, который Бог изливает на верующих в Него и любящих Его людей. Большинство людей, приходящих в церковь, всегда воспринимают свой приход и все свои усилия как именно свои собственные усилия – что они пришли, они выбрали, они искали, они нашли, они хотят чего-то добиться от Бога, они хотят что-то Богу доказать, показать свою любовь, или свое послушание, или свое смирение, или свои труды. И вся жизнь человека проходит в этом желании утвердить собственное «Я» и здесь, в церкви. Поэтому человек, даже действительно искренне труждающийся, остается без плода. Я не скажу, что он остается без плода вообще. Несомненно, таковой человек спасется. Но здесь, в этой жизни, он не может почувствовать, вкусить, прикоснуться к Богу, к той радости, Свету, той любви, которую даровал всем нам Христос, когда пришел к нам, чтобы нас спасти. И от этого делается необыкновенно грустно, печально — от того, что мы ходим среди Света, живем среди Бога, живем с Богом, а ничего подобного не чувствуем, не переживаем, не можем почерпнуть этого Света, хоть чайной ложечкой, хоть лжицей, чтобы вкусить и прикоснуться к этому Свету. Как жили, — так мы и живем, стараясь Богу доказать что-то или что-то у Него выпросить.

А все потому, что мы никак не хотим смириться. Об этом смирении много сказано, но воз остается и ныне там. Мы не хотим смириться. Даже в самом примитивном, бытовом смысле этого слова: просто уступить другому человеку, когда он наступает нам на ногу, на мозоль, садится на наше место или каким-то образом старается потеснить нас, чтобы отвоевать себе побольше места под солнцем. Даже в этом простом смысле мы смириться не можем. А смириться нужно в другом смысле. Нужно суметь, захотеть, быть готовым ощутить, что все, что у нас есть, все, что мы можем сделать или помыслить, – ощутить, как Божий дар. Совершенно всё: мысль, которая пришла к нам в голову, чувства добрые, которые мы испытываем, нежность, которую мы оказали своему ребенку, жене или постороннему человеку, милость, которую мы явили другому человеку, слово, которое мы поняли в обычной книжке или Священном Писании. Как только человек научится воспринимать это, как дар Божий, а не приписывать себе, его жизнь заполнится светом, заполнится миром, заполнится ощущением присутствия Бога в его жизни.

Мы все время хорошее приписываем себе: наш приход в церковь, нашу первую услышанную молитву, нашу милостыню. Мы не приписываем себе только зло, которое мы творим. Всё доброе мы приписываем себе: я – то, я – другое, я – третье. А если сделали зло, то говорим: «Нет, Господи, это – не я. Это – он, она, они. Это всё время такое, это жизнь такая. Это – не я.» А если человек смирился, он бы сказал: «Да, Господи, я вот делаю всё вот это, я такой плохой: я ненавижу, не люблю, я жадный, я лукавый, я черствый, я злой. А Ты – совсем другой. И если я сегодня пожалел, то — явно, что это не я, потому что я-то знаю, какой я есть. Я-то знаю, какое я жесткое, жестокое существо. И если во мне нашлись сегодня добрые слова, или добрые мысли, или добрые чувства в отношении другого человека, то явно, что это – не я. Это – Ты был сегодня со мной. И я благодарю Тебя, что Ты меня – жестокого, злого, сухого — не оставил без утешения Твоего и помог мне, и был со мной, и согрел меня. Мне правда, Господи, было хорошо».

Если бы человек научился этому – больше уже ничего не надо. Надо просто всё добро справедливо и честно приписывать Богу, ибо это – всё Его, — а всё зло, которое творится, приписывать себе, потому что это – правда, так и есть, — то мы бы смирились. А когда мы смирились, нас бы заполнило вся слава Божья, потому что эту славу мы бы уже тогда не приписывали себе, не говорили бы: «Вот, я какой молитвенник, вот, я как люблю Бога, вот, как я верую в Него; за это Бог меня утешил». Это — отвратительно. Это невозможно. Этого не должно быть. Этого не может быть. Не вместимо это, что Его милость, Его забота и любовь человек приписывает себе, своим заслугам, своим качествам. Это – страшная беда и страшная зараза, отравляющая человеческое сердце. Мы сами не даем Богу помочь нам. Мы придумали, что наши грехи мешают Ему помогать нам. Мы придумали, что наши грехи мешают Ему любить нас. Мы придумали, что наши грехи мешают Ему явить Свой Свет, или Свою заботу, или Свою любовь, или Свою силу. Мешают явить их только наша гордыня, наше самомнение, наше упование на себя, наше нежелание приписать что-либо хорошее Ему, и наше упорное нежелание посчитать себя, действительно, любой милости — от сегодняшнего куска хлеба, до явления Царства Его любви – посчитать себя достойными. Мы ничего не достойны и никогда не будем достойны. Мы в молитве ко Святому причащению говорим: «Недостоин есмь небеси и земли и сей временной жизни. Всего себя повинули мы греху и всю жизнь поработали страстем». Это пишет не такой грешник, как я или вы. Это пишет святитель Василий Великий. И это письмо его, эти слова его, это исповедание его – есть истина, есть жизнь. Посчитайте себя недостойными ничего: улыбки людей, жизни, которую вы живете, воздуха, которым вы дышите, мирного неба над головой, дома, в котором вы живете. Посчитайте себя этого недостойными, потому что это – правда. Если бы мы поистине видели то, что мы есть, мы бы это признали. Но Бог все нам дал не за то, что мы сюда пришли, не за то, что мы храним верность мужу, не за то, что мы что-то сделали, а потому, что Он нас любит. И хоть это мы можем пока принять. И Он дает. Дает всем, дает с избытком, дает много. Все это – жизнь, есть дар Его нам, от первого нашего крика, когда мы вышли из утробы наших матерей, первого луча света, который нас пронизал которого мы не помним, от улыбки матери над нашей колыбелью, которую мы тоже не помним до последнего дыхания, явления Света и склонившихся над нашим одром близких людей – всё это дар, Его дар нам. Если бы мы поняли это! Если бы мы смирились, то мы бы поняли это. Если бы мы смирились, мы бы увидели, что вся наша жизнь — не только дар, но и радость, и мир, и любовь, которой Бог нас окружил. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/p0vKP-zNs2k
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/2S6DbhAR5aIBTA

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий