По степени любви к этому миру
Обратимся к началу 15-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
В начале 15-й главы излагается тот же принцип, о котором сказано в 14-й главе: человек должен, даже в такой естественной вещи, как прием пищи, не навредить, не соблазнить ближнего своего, чтобы все его мысли всегда были о ближнем.
Конечно, так жить тяжело – не случайно апостол Павел в Послании к Ефесянам скажет: «Смотрите, как опасно ходите». Действительно, жизнь человека очень опасна. Жизнь христианина опасна в особенности – жить среди людей, которые ожидают от тебя, что ты будешь хоть в какую-то степень олицетворением правды Христовой на юру, на обозрении всего общества человеческого, и при этом никого не соблазнить, не смутить чрезвычайно сложно. В том числе и поэтому так тяжел крест священника – за ним наблюдают десятки, сотни глаз даже тогда, когда он об этом не подозревает. Очень тяжело постоянно жить в таком напряжении, а к такому напряжению призван каждый христианин. Но это долгий разговор.
Апостол Павел в русле этого же представления переводит разговор в другую, более глубинную область. Он говорит, что жизнь в таком напряжении возможна только при одном условии – если целью этой жизни будет служение ближнему, если заведомо человек сам для себя определяет, что он живет, чтобы ближнему было благо. Чтобы не путать (а это иногда происходит) угождение ближнему с человекоугодием (против которого апостол Павел не раз восстает), важно обратить внимание на два сопутствующих свойства правильного угождения.
Апостол Павел говорит: во-первых, угождать ближнему нужно в Боге, то есть с мыслью, что ты делаешь это ради Бога, с благословением Божиим, с молитвой на устах, с тем, что сердце постоянно ищет, как бы осуществить волю Божию. Второе – угождение ближнему совершается ради его духовной пользы.
Об этом свидетельствует Евангелие. Ключевое место – омовение ног на Тайной Вечере. По свидетельству евангелиста Иоанна – это главное, образное свидетельство самой сути жизни Иисуса Христа и, по образцу Его жизни, всякого христианина. Христос говорит: «Как Я послужил вам, так и вы служите друг другу». По мысли евангелиста, то, что совершается во время Причащения Тела и Крови Христовой, духовно выражает то, что сделал Христос на Тайной Вечере по отношению к Своим ученикам – каждый причастившийся должен идти в мир и служить по мере своих сил, по мере данной ему благодати, по степени своей любви к этому миру.
Апостол Павел не мог читать Евангелие, оно не было тогда еще написано. Но он отражает то же, что апостол Иоанн фиксирует в Евангелии. Апостол Павел находит выражение из Ветхого Завета и употребляет вот эти слова: «Злословия злословящих Тебя пали на Меня» – Бог несет тяжесть грехов человеческих, люди злословят Бога, а Он несет за это ответственность. Злые слова, ругань, богохульство, которые обращены к Богу, падают на Мессию, на Христа, и за это Он несет ответственность, являясь как бы козлом отпущения в ветхозаветном смысле этого слова. Он несет это поругание вместо того, чтобы наказать людей, которые воздвигли глас свой против Бога. Апостол Павел Духом Святым, мудростью своею нашел в Священном Писании мысль, выраженную затем и в Новом Завете.