Вернуться к списку

Слово отца Константина Корепанова в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке, в Иоанно-Предтеченском соборе г. Екатеринбурга



Сегодня вы слышали в чтении Книги Деяний Святых Апостолов о том, что ученики впервые стали называться христианами. И мы все – последователи тех самых учеников. Мы называемся христианами, потому что верим в Иисуса Христа. Верим, что Он и есть Сын Божий, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, мы верим, что Бог стал человеком и пришел к нам, чтоб разделить нашу жизнь. Вот эту самую жизнь. Не жизнь святаго преподобного Серафима Саровского, не жизнь святаго праведного Иоанна Кронштадтского или святителя Василия Великого, а жизнь каждого человека, который поверит в Него.
Ибо верой этой в Иисуса Христа Он не просто, как Сам говорит, пребывает с нами до скончания века. Он вселяется в нас Духом Своим Святым. И это есть признак христианина. Что он, веруя во Христа, получает Дух Святой, Жизнь Бога. Сам Бог ныне живет не просто с человеком – в человеке, пронизывая все его существо, самые недра, обычно простому человеку недоступные. Он в нас до скончания века. И мы регулярно перед тем, как причащаться, читаем в молитвах ко Святому Причащению о том, что Ты во мне и я в Тебе. И эта связь неразрывна, и это и есть тот дар, который подает Господь верующим в Него.
И поэтому в день, когда мы крестились, любовь Божья, благодать Божья излилась в сердца наши Духом Святым. Именно благодаря этому мы можем стоять в вере. Именно благодаря этому мы можем творить заповеди Божии. Не потому, что они написаны в Евангелии, не потому что они написаны на стенах храма, не потому что священник или моя мама сказали мне об этом. А потому что в самом сердце нашем эти заповеди стучат, стучат, стучат, принуждая, призывая, требуя от нас и давая силы их исполнить так, что мы покоя не можем найти очам своим. Не можем успокоиться, пока не сделаем то, что внутри нашего сердца требует Бог.
Многие люди думают, что христианин – это человек, который принял определенное мировоззрение. Конечно, христианство – это и мировоззрение. Некоторые думают, что христиане – это те, которые вместе собираются в храмы для того, чтобы воспеть славу своему Богу, поклониться Ему. Конечно, мы делаем и это. Но это делают многие другие люди, так или иначе собирающиеся для того, чтобы поклониться Богу, так или иначе соблюдающие вольно или невольно заповеди Божьи, или так или иначе имеющие определенное благочестивое мировоззрение.
Но христианин – это тот, в ком живет Бог. И, разумеется, жизнь, эта божественная жизнь, не может себя не проявить. Если жизнь природы проявляет себя в том, что зеленый листочек пробивается сквозь мертвую кору дерева, если жизнь проявляет себя в том, что цветочек пробивает бетон или асфальт, и город, запущенный человеком, через 20 лет становится лесом, ибо природа заполняет собой все, и проявляет свою жизненность этим. То и Дух Божий в гораздо большей степени жизненность Свою проявляет в том, что Он пробивается сквозь камень нашего сердца. Он размалывает, разрывает камень нашего сердца. Как родник, ищущий выход на поверхность, так и Жизнь эта находит выход. И из сердца нашего начинают истекать потоки живой воды.
Это не мы своим благочестием, или верой, или трудом, или добродетелью, или еще чем-либо сделали это. Это невозможно. Это Сам Бог изливается в нас и разбивает, переделывая наше обыкновенное, условно цивилизованное бытие, в бытие по Духу Божьему. И поэтому проявляется это в делах Духа: в любви, в воздержании, в кротости, в долготерпении, в милосердии, которое изначально нам по нашему природному дерзкому естеству и присущи-то не были.
Я видел людей, которые были бандитами и становились богословами. Я слышал людей, которые не прочитали ни одной книги, но читали после того, как забил в них святой источник жизни вечной, читали высочайших и глубочайших богословов, понимали, изъясняли и животворили этими словами других. Мы видели блудниц, которые уцеломудривались и становились добрыми женами и матерями своим детям. Мы много что видели уже в нашей скупой жизни и еще больше прочитали в книгах, что делает Бог с человеком.
И поэтому о таком поклонении говорит сегодня Христос в беседе с самарянкой. Что истинные поклонники будут поклоняться не тем, что они делают поклоны, неважно, где, а тем, что они служат Богу этим самым Духом Святым, который дан ему. И мы не можем отвергнуть этого дара. Мы не можем сказать, как некоторые по ложному смирению говорят: «Да нет во мне никакого Бога. Да нет во мне никакой Благодати, да я грешный человек». Грешный. Очень грешный. Но в том сила и слава Божья, что Он пришел ко грешному человеку, как зашел в дом Закхея. Он пришел, чтобы дать нам жизнь, ибо Ему не завистно давать нам то, что у Него в избытке. И нет человека, который мог бы уклониться от этой Божественной любви. Разве только упорство злого сердца человека, нежелание принимать этот дар. Но Он призывает и приемлет всех. И все могут приходить, принять эту жизнь вечную, принять этот Дух и служить Духом своему Богу.
И служение наше, как говорит апостол Павел, именно поэтому не мертвым буквам, написанным на каменных скрижалях, а тем словам жизни вечной, которые каждый слышит в своем сердце. А если не слышит – значит, он не то, чем должен быть, значит, он не понял, что посеяно было в его сердце, какое семя упало на его почву, когда он услышал слово Бога, когда пришел и крестился. Он не понял, кем он должен быть, что все мы призваны быть сыновьями и дочерями Бога. Он потерял этот дар или никогда не позволял семечку внутри нас прорасти.
Как же этому семечку прорасти? Это значит, самое главное и первое, что мы должны сделать – это верить. Верить, что Бог есть жизнь наша. Как говорит Христос, Отец Мой больше всех. Чего нам бояться? Чего нам унывать? Этот мир тысячи, миллионы лет, быть может, держится всесильной рукой Бога. Он сотворил этот мир из ничего. Он сотворил в этом мире все. Его силой стоит, воздвигнут был этот храм. Его силой он устоял в годину гонений. Его силой он наполняется сегодня людьми, ибо и ныне Благодать Святого Духа нас собрала. Его силой мы пришли сегодня сюда. И Его силой мы способны сегодня принять Тело Христово, ибо говорится: «Святая святым». И тот, кто не силой Христовой созидается, тот и не мог бы причаститься Тела Христова и остаться живым. Это все Его сила. И наша жизнь, какой бы она ни была вначале, Его силой приведена сюда, в это бытие. Его силой мы веруем. Так чего же нам бояться? Он сильнее всех. Мы говорим: «Вот тот священник умер. Вот тот священник заболел. Значит все-таки какая-то болесть сильнее, чем Бог». Нет. Это не болесть связала человека. Это Бог призвал человека Себе в упокоение. Это Бог призвал его к Себе. И если бы не Бог призвал – никакая болезнь никогда бы никого не могла скукожить. Никак бы не могла никого связать и, тем более, умертвить. Ибо «Господня, Господня исходища смертная» . Только в руках Бога источники жизни и смерти человека.
Это наша вера. И потому мы не чувствуем в себе плодов Святого Духа, потому не чувствуем жизни в себе, что не даем семечку прорасти нашим неверием. Мы не можем поверить, что Бог здесь. Мы не можем поверить, что Он сильнее. Мы не можем поверить, что человек, который стучится сегодня ко мне в дверь, – это тот, кого привел Бог. Мы не можем поверить, что тот, кто сегодня просит моей милостыни, – это рука Христа, простертая ко мне. И поэтому мы не видим, мы говорим: «Где Бог? Где Он? Куда Он делся? Почему Он нас оставил?» А Он здесь. Просто наше неверие отуманило наши очи, и мы не можем действительно стать тем, кем призваны быть. Мы не можем принести плоды веры, потому что боимся принять как реальность этой жизни: Бог здесь есть, был и всегда будет. И не думает отсюда уходить. Потому что, для того, чтобы быть с нами во всех тяготах и трудностях нашей жизни и сохранять, животворить, спасать и исцелять нас – для этого Он и пришел, и умер, и воскрес, и дарует нам жизнь вечную, ибо не ложны обещания Его.
Аминь.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий