О стяжании Святого Духа
Мы продолжаем наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова.
Исследуя это Послание, мы постоянно встречаемся с удивительным пастырским свидетельством: Бог пребывает в человеке, Бог связан с человеком, любовь к Богу обязательно приводит к единению с Богом, единение с Богом – единственный источник богопознания ; любовь к ближним возможна только тогда, когда человек пребывает в Боге, – любовь к ближним предполагает одновременно и любовь к Богу.
Все Первое Послание Иоанна Богослова – это свидетельство человека, который уже сейчас пребывает в единстве с Богом, Богом живет. Он говорит, что значит быть единым с Богом: об условиях этого единения, о критериях его оценки – действительно оно есть или не состоялось. По сути, свидетельство человека, живущего с Богом, – это и есть Первое соборное Послание апостола Иоанна Богослова. Единение с Богом достигается единственно через дар и благодать Святого Духа. Другого способа, Откровения Божия Священное Писание и Церковь не знают. Только дар Святого Духа делает возможным соединение Бога и человека. Об этом в Евангелии от Иоанна будет написано несколько глав – этому посвящена вся прощальная беседа Господа с учениками, когда Он говорит, что даст им Святого Духа; обещание Святого Духа есть утешение ученикам. Об этом и молитва Самого Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Об этом написаны другие апостольские послания. В частности, можно упомянуть известную строчку из Послания апостола Павла: кто Духа Святого не имеет, тот и не Его (т.е. не Христов).
Как же узнать, состоялось ли единение с Богом? Об этом писали все отцы, от Макария Великого до Серафима Саровского и Иоанна Крондштадтского. Об этом же – отрывок Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова, на котором мы сегодня остановимся, – окончание третьей главы:
«А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, Которого Он дал нам».
Что Бог пребывает в нас, мы узнаем по Духу, Которого Он дал нам, – Дух Святой и может, и должен быть узнан. Он не может быть принят незамеченным. Есть определенные признаки, по которым человек может узнать, что в нем есть благодать Божия, живет Дух Святой: присутствие в человеке Святого Духа – критерий того, что человек действительно в Боге. Как определить, человек в Боге или нет, узнать, имеешь ли в себе благодать Святого Духа или нет? Если ты не знаешь, что такое благодать Святого Духа, то уже точно ее не имеешь. Если ты понимаешь, о чем идет речь, тогда важно уразуметь, действительно ли проявления духовности, которые в тебе, есть проявление Святого Духа – важно, чтобы в человеке была не просто некая «духовность», а был именно Дух Святой. И именно присутствие в человеке Святого Духа говорит, что он действительно живет в Боге.
А узнать, пребываем ли мы в Боге и пребывает ли Бог в нас мы можем только по тому, есть в нас Дух Святой или нет. Ибо молитвы, посты, таинства, хождение в храм, добрые дела и многое другое на самом деле могут и ни к чему не приводить. Мы должны совершать дела веры, но при этом еще делать именно то, что действительно приводит нас в состояние богообщения. Как говорит Серафим Саровский, каждый должен выбирать то, что утверждает его в присутствии Святого Духа, приносит нам плоды Святого Духа, энергию Святого Духа, жизнь Святого Духа, и не совершать того, что их не приносит.
Вернуться к списку