Но забывается самое главное – любой идол есть ложь, совершенно сознательно допущенная человеком ложь. И эта ложь ставится в основу бытия человека, он отныне свою жизнь начинает ставить в зависимость от лжи. Как может быть ложь – животворящей? Какое может быть общение между ложью и истиной? Какое отношение между жизнью и смертью? Просто наша нерассудительность, духовная всеядность не позволяет нам различить простые для древнего человека вещи.
А идол – это действительно есть ложь: те атрибуты, которые, и он знает это, принадлежат Богу, он сознательно приписывает себе. Это ложь, возведенная в принцип. Так что, разумеется, жизнь человека в таком обществе, в таких метафизических установках не может быть хорошей, правильной, если человек сознательно захотел иметь «домашнего, ручного» Бога… Он не хочет Богу служить и покоряться, именно не хочет, а хочет придумать своего Бога. И он его придумывает и провозглашает своим богом, называя его единственным.
Эта ложь разрушает человеческую жизнь: если Бог есть Истина, то всякая ложь, разумеется, не от Бога и, в силу этого, не причастна жизни. Стало быть, она разрушает все существование человека.
В данном смысле и идолопоклонство, и суеверие недалеко друг от друга отстоят. По сути дела, суеверие – то же, что языческое идолопоклонство. Что такое суеверие? Это когда мы наделяем всемогущей силой, от которой зависит наша жизнь, совершенно ничтожные вещи, обстоятельства, предметы или события. Вот что такое суеверие: вместо того, чтобы попросить у Бога милости, мы кладем под пятку пятачок. Вместо того, чтобы помолиться Богу, выходя из дома, мы стараемся не возвращаться, если забыли какую-то вещь, и не думаем, что ангел Господень напомнил, о нашем упущении, чтобы путь наш был успешен. «Нет», – думаем мы и руководствуемся совершенно другими мотивами, не молясь Богу, не воздавая Ему хвалу, ставя свою жизнь в зависимость от случайных явлений, совершенно ничтожных, по сравнению даже с человеком, не то что с Богом. И, разумеется, все это есть уклонение сердца от Бога, уклонение воли нашей от Бога.
Желание наделить Божественными атрибутами что-то иное, желание получить благо, которое нам хочется, не от Бога, вне контекста отношений с Ним… Этим грешат и суеверие, и язычество, и многие другие разные страсти. А когда человек служит идолу, он действительно вступает в отношения с бесами. Не идол в этом виноват, а человек, который хочет прикоснуться к неким благам, получить какие-то дары, понимая, что жизнь его трудна в этом мире, – но не хочет вступать в прямые отношения с Богом.
Говорят, и в последнее время все чаще и чаще, что неважно, как выражает человек свой религиозный порыв: израильтяне выразили так, индусы так, индейцы Северной Америки так выразили, майя – иначе. В принципе, все это – религиозные порывы, более или менее удачные, человек же не виноват, что именно так он себе представляет божество!
Виноват. По крайней мере, если мы руководствуемся такой недоступной научному дискурсу сфере человеческого бытия, как религия. Если мы хотим в ней разобраться, то нам нужно опираться на откровения Бога о Самом Себе – на Слово Божие, на Священное Писание. Оно-то как раз свидетельствует постоянно не только словами Нового Завета, но и словами Ветхого Завета, что на самом деле Бог недалеко от человека, Он – рядом.
17-я глава Книги Деяний святых апостолов рассказывает, как апостол Павел, придя в ареопаг и обличая там афинян философствующих, говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род», ведь Бог недалеко от каждого человека и все делает, чтобы человек обратился к Нему, не услышит ли, не воззовет ли к Богу. Бог как скиталец, как странник ищет человека. Это не человек ищет Бога, нет, – это Бог ищет человека. И никто бы, никогда бы, нигде бы, ни при каких обстоятельствах не нашел бы Бога, если бы Бог не нашел этого человека. «Не вы Меня избрали, Я вас избрал»,– говорит Христос.
Это правило, может, не первейшее, но из основных правил правильной религиозной жизни, о которой свидетельствует Священное Писание. Вопрос не в том, что есть какие-то недосягаемые условия, а важно то, что Бог ищет ушедшего от Него человека. Это Бог бегает за человеком все время, уговаривая его вернуться в лоно его Отца, а человек придумывает способы, только чтобы в лоно Небесного Отца не возвращаться. Придумает что угодно, лишь бы только не быть с Богом и не откликаться на Его призыв. Или свидетельство апостола Павла в 1-й главе Послания к Римлянам, когда он говорит, что люди познали Бога. Они наконец увидели, что Бог есть. Но даже познав, что Он есть, из рассматривания творений, из того, что они видели в жизни человеческой, не захотели воздать Ему славу как Богу, а стали строить себе идолов, ведь «так удобнее».
Никто не хотел стоять перед Лицом Живого Бога. Удобно заключить сделку с каким-нибудь собственным представлением о Боге, но это всегда чревато: когда человек религиозный допускает ложь, наделяет эту придуманную им ложь некоторой духовной субстанцией и начинает верить в собственную выдумку, он через это лживое служение привлекает духов злобы поднебесной. Таким образом, через жертвоприношение идолу, человек, оказывается, приносит жертву бесу. Через жертвоприношение бесам он начинает соединяться с ними. Естественно, это приводит к очень пагубным для человека каждого и для человеческого общества последствиям.
Вернуться к списку