Вот что говорит апостол Павел:
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Эти слова лежат в основе общего святоотеческого свидетельства, что все, что с нами происходит, происходит именно в ту меру, которую мы способны перенести. Никогда не случается ни с кем чего-то такого, чего бы он не смог перенести. Всякий раз всякая случающаяся с нами скорбь предваряется помощью Божией. Бог уже помогает нам. Те силы, которые Он дает, то благодатное присутствие, которым Он предваряет встречающуюся нас скорбь и искушение, достаточны для того, чтобы мы справились.
Но в то же время они достаточны не в совершенной степени, а так, что мы чувствуем изнеможение, чувствуем исход сил. Нам действительно становится невыносимо, у нас истощаются силы, наступает момент, когда мы не можем терпеть, и рождается из этих изнеможений, когда мы чувствуем, что сил нет, а с Богом быть хочется, молитва. Молитва дерзновенная, ведь мы надеемся, что Бог все-таки нас не отринет. Молитва терпеливая, потому что она не заканчивается пятиминутным прошением, она длится, длится и длится. Она становится непрестанной жизнью, вопрошанием, нытьем, слезным плачем перед Богом в ожидании, что Бог услышит.
И вот в этом изнеможденном припадании к Богу человек свидетельствует, что ему на самом деле важен только Бог, само Его бытие, Его присутствие. Человеку не важно, что он переносит, ему просто, как Иову, хочется ощутить, что Бог рядом, что Бог есть, и больше ничего не надо. Просто ощутить рядом присутствие Того, Кто есть Благо и Любовь. И вот, чтобы постепенно соскоблить с себя шелуху самопогруженности, приверженности к страстям, к миру, чтобы все было действительно вручено Богу, человек проходит через такие состояния. Но все это, повторю вслед за апостолом Павлом, ровно в ту меру, в какую человек способен перенести.
И последний урок, который надо нам вынести из странствий по пустыне израильского народа, – это напоминание о том, что нужно было израильскому народу, чтобы дойти до Земли Обетованной. Что от него Бог-то ждал? Он ждал, чтобы израильский народ терпел сколько будет сил. А когда и сил терпеть больше нет, чтобы он молился, и больше ничего. Это же требуется и от всякого христианина – терпеть и молиться. «В терпении вашем стяжите души ваши». Когда терпение иссякает, человек должен не роптать, что Бог его оставил, а молиться, зная, что Бог рядом. Просто что-то в самом человеке мешает, чтобы Господь протянул Свою руку. Ведь всякая скорбь посещает человека потому, что в нем что-то не так, как хочет Бог. От чего-то плохого, вредного для него самого человек должен отречься, что-то гнилое, нечестивое должно в человеке в этой скорби, в этом страдании умереть. Это кризис в самом прямом смысле этого слова. Да и в медицинском тоже. Когда человек, ища Бога, страдает и в этом страдании проходит его внутренняя духовная болезнь, от какой-то нечистоты или неправды человек очищается.
Дальше апостол Павел говорит, совершенно, казалось бы, неожиданно, о Чаше Христовой. Но еще не раскрывает саму суть Чаши, Евхаристического приобщения, об этом он будет говорить в 11-й главе этого же Послания. А здесь он поднимает вопрос о приобщении Чаше в контексте другого приобщения. Есть, оказывается, еще и чаша бесовская (1 Кор. 10, 21). Вот об этом он и хочет поговорить в контексте своих слов о тех искушениях, которые встречаются вышедшим навстречу Богу людьми. Он пишет, что их подстерегает на пути и что им надо делать, чтобы искушений избегать. Он вспоминает о Чаше Христовой, чтобы сказать, что есть и иной род искушений, от которых надо всячески беречься.
Вернуться к списку