С
Сегодня речь пойдёт о царе Давиде, но перед этим необходимо вернуться назад и вспомнить вопрос, который актуален и на сегодняшний день – это, как священные писания относятся к царской власти.
Урок избранничества
Вспомним: когда народ приходит к Самуилу просить царя, Самуил из-за этого сокрушается. Но ему открывается Бог и говорит: «Сделай то, что велит тебе народ». Вроде бы хорошо – Бог дает согласие, но при этом говорит: «Они ведь Меня отвергли, чтобы Я не царствовал над ними». В этом ответе Господа Самуилу и заключено свидетельство Священного Писания по вопросу о царской власти. С одной стороны, царь, по сравнению с устройством бытия до царской власти, представляется шагом назад. Потому что в эпоху судей и некоторый небольшой промежуток времени до эпохи судей, во время странствия израильского народа по пустыне, над народом фактически царствовал Господь.
Люди ощущали это и понимали, что источник верховной власти – только у Господа. Поскольку народом правил Бог, это требовало от людей очень высокого духовного уровня – надо было всегда тянуться, всегда вопрошать Бога, искать Его волю, надо было постоянно напрягать свой духовный слух, что требовало очень высокой степени ответственности; народ устал. Конечно, совесть свидетельствовала, что жили они недостойно, и им нужен был царь, чтобы разделить с кем-то бремя ответственности за собственную слабость.
Когда мы знаем, что грешим, совесть нас мучает очень сильно. Но когда приходит кто-то и говорит: «Пойдем, согрешим», мы чувствуем себя значительно легче, потому что говорим: «Это не я, это он меня соблазнил, он меня заставил, а я только оказался слабым: источник греха не во мне». Так и царская власть избавляла народ от тяжкой ответственности за собственную свободу – теперь они всегда могли сказать: «Это не я! Это приказ царя, распоряжение правительства – я теперь ни за что не отвечаю, я не должен слушать Бога больше, чем царя; я должен подчиняться царю». Это легче. Они понимали, конечно, что они по-прежнему живут неправильно, нечестиво, но теперь им было легче договориться со своей совестью, со своим чувством ответственности.
Желание царской власти есть отступление от тяжелого бремени жизни под Богом, перед Богом, перед Лицом Бога: так жить, как жили Авраам, Исаак, Иаков, люди не могли – они были призваны к этому, но не могли. И Бог об этом свидетельствует. И в то же время Он разрешает Самуилу дать народу царя: Он их пожалел, понял, что людям тяжело так жить, и, зная, к чему это все в конце концов приведет, тем не менее разрешил дать им царя.
Царская власть на самом деле способна с помощью политических рычагов управлять народом ко благу; царская власть помогает людям, дисциплинирует, побуждает их действовать лучше, чем они поступали бы по собственной свободе. Но если царь будет плох, не будет чтить Бога, то соблазн от него будет намного больше, чем если бы его не было вовсе. Царь дается именно чтобы общество еврейское совсем не растерялось, чтобы хоть как-то консолидировалось. А Промысел Божий будет заботиться поставить над народом царей, которые, насколько будет возможно, помогут людям жить по заповедям Божиим. В их арсенале есть политические средства воздействия, пример, убеждения, сила, авторитет; пользуясь этими рычагами, они действительно могут помочь народу вместе, как единому целому, служить Богу.
Как показала история, это сделать очень сложно было даже царю Давиду. Тем не менее, такое домостроительство спасения Богом используется: власть, даже если она плоха, все-таки помогает человеческому обществу сохранить себя как целое. В этом замысел Бога о царстве, даже о государстве. Это с одной стороны. А с другой стороны, в даровании царства Израилю есть отрицательный момент: израильский народ, прося себе царя, выдвигает аргумент очень неприятный, если смотреть с точки зрения Библии, фактически элемент антихристианский. Израильтяне говорят: «Да будем мы как прочие народы». А ведь смысл существования еврейского народа именно в том, чтобы не быть, как все народы: он – народ избранный. Не какой-то особенный, имеющий какие-то особые качества, а избранный из среды других народов ради особой миссии: быть не такими, как все – все народы поклоняются идолам, а вы не можете и не будете; все делают изображения своих богов, а вы не можете. И в принципиальных вопросах Бог очень последователен – именно за отступление от избранничества Он и будет впоследствии очень долго воспитывать израильтян, наказывая, вразумляя, врачуя, отрезая заболевшие ветви от израильского народа.
Желание «быть как все» Богом не приветствуется, и оно действительно будет разрушать Израиль. В конце концов получится, что царя-то природного у них не будет. Когда придет Христос на землю, править будет ими царь Ирод – не еврей, не потомок Иакова, а потомок Исава, идумеянин. А Иудея будет в составе Римской империи (об этом мы говорили в свое время).
А в чем для нас актуальность этой мысли? Мы часто свидетельствуем и на каждой Литургии исповедуем, что Россия Богохранимая страна. На бытовом уровне, иногда на уровне философских рассуждений, говорим, что «Россия – страна особенная, у нее особенная миссия, мы – народ избранный»; во всяком случае, мы, православные, очень часто именно так мыслим, и я не знаю, как мыслить иначе. Так вот, сами наши уста свидетельствуют, что подражать другим народам мы не можем именно в силу нашего избранничества, именно оттого, что мы сами себя считаем народом особым, то есть изъятым из среды других народов. И это не случайно.
Апостол Петр в своем послании говорит, что мы – люди, взятые от мира, взятые в удел Господень, мы – верующие, и поэтому стремиться должны не к тому, чтобы во всем походить на остальные народы, а всей полнотой своей жизни воплотить на практике те заповеди, которые нас вдохновляют, в какую бы малую степень веры мы ни могли бы это сделать. Каждый то, что может вместить, должен вместить.
Из-за того, что мы этого не делаем, а пытаемся использовать достижения других народов, получается, что ни нашей стране, ни нам самим это не приносит пользы, и международный авторитет нашей страны не повышается. Вот такой урок дает нам Библия: избранничество всегда предполагает какой-то особый ритм жизни.
Буквально незадолго до своей смерти царь Саул вступает в большое сражение с филистимлянами. Грандиозное, как потом выяснится, сражение, в котором он погибнет, и погибнет весь его род, и царство будет полностью отнято – это будет самое страшное поражение Израиля от филистимлян.
И вот он, не зная, что делать (Самуил к тому времени умер, спросить некого) спрашивает через сновидения, через еще какие-то знаки Бога, но Бог молчит. И тогда Саул обращается к волшебнице, хотя на территории Израиля всех волшебниц, горя ревностью к Богу, сам же давно истребил. Итак, переодевшись, чтобы остаться неузнанным, приходит к ней и говорит: «Хочу вызвать тень Самуила и спросить его». Появляется Самуил, и он его спрашивает.
Очень важно понять, что на самом деле происходит. Волшебница не имеет власти над душами умерших, с помощью волхования она вызывала бесов, которые являлись в том образе, в котором нужно было, и говорили то, что нужно. Именно по этой причине, когда она увидела не привычного беса в облике Самуила, а действительно Самуила, то поняла, что тот, кто перед ней, может быть только одним человеком – царем Саулом. Она его узнала и закричала: «Зачем ты меня обманул?».
Библия этого не расшифровывает, в тексте нет прямых ссылок, потому что для тех, кто писал, это было очевидно. А в наше очень замутненное время может показаться, что некто действительно имеет власть вызывать души умерших. Нет, никто не имеет власти над душой человеческой после ее смерти, она принадлежит Богу, и только Бог может повелевать этой душе сделать то, что в Его Промысле. Например, когда Христос вместе с учениками восходит на гору Преображения и преображается, Ему являются и с Ним беседуют Илия и Моисей. Этим Он как раз и показывает апостолам и всем слушателям Евангелия, что Он есть Владыка, действительно Владыка, живых и умерших. Это показатель того, кто Он есть на самом деле.
Волшебница же не имеет никакой власти, она всю жизнь занималась колдовством, и то, что она делает, обман. А тут получилось реально – явился Самуил.
Часто люди говорят, что им являются души их умерших родственников. Это на самом деле всего лишь обольщение. Конечно, в особых промыслительных случаях такое Бог может допустить, может сделать так, что душа, Ему подчиненная, может явиться человеку, чтобы его о чем-то предупредить, от чего-то оградить, как-то утешить. Но в целом людей пугает, что они видят своих умерших родственников наяву. И самое главное, что эти души ни о чем не предупреждают, а просто зовут их за собой, наводят страх. Не надо этого бояться, это не души человеческие, те ушли к Богу. А это все бесовские страхования, которые свидетельствуют только о том, что человек живет, забыв Бога, поэтому он открыт, беззащитен для различных действий бесов. Это очень важно понимать, чтобы не попадаться в сеть этого страха.
Обратимся к жизни царя Давида. Он был помазан на царство буквально тотчас же после того, как Бог засвидетельствовал через пророка Самуила, что царь Саул лишен царства.
Самуил ему сказал после случая с царем амалекитянАгагом, что царство будет взято, и ушел. Бог послал его в семейство Иессея, жившего в Вифлееме. Там он находит 8 его сыновей, младший из этих сыновей, Давид, еще будучи отроком был помазан, правда, тайно, Самуилом на царство. То есть фактически он стал истинным помазанником Божиим.
Никто об этом не знал, Давид никому об этом не говорил до того момента, когда наконец-то стал царем. Через многочисленные явления силы Божией, через все то, что с ним происходило, люди все более и более убеждались, что этот человек избран быть царем над Израилем.
Но ни разу, в самых тяжелых обстоятельствах, Давид не действует против существующего царя. Он все время бережет жизнь Саула, хотя знает, что Саул отвергнут Богом, но для него он – помазанник Божий. Он несколько раз говорит своим товарищам, а один раз – перед Лицом Бога: «Пусть что угодно произойдет, только да не случится того, чтобы от моей воли, от моего желания погиб Саул, помазанник Божий». Настолько он благоговеет перед тем таинством, которое совершено было над Саулом. То есть он никаких усилий не предпринимает, чтобы получить престол, который, как он знает с подростковых лет, принадлежит именно ему.
Какой пример! А мы, будучи даже не на его месте, а в гораздо более ничтожных обстоятельствах и по ничтожным поводам делаем совсем не так. Мы употребляем политические меры, применяем физическую силу, чтобы отстоять то, что по праву принадлежит нам, мы не ждем, когда Бог заступится за нашу правду, мы торопимся все сделать своими силами и вопреки воли Божией получить то, что, как мы знаем, по праву нам принадлежит. Давид являл такое терпение. Это терпеливое упование Давида называется кротостью.