Вернуться к списку

День последних судеб мира

Сегодня обратимся к Книге пророка Иоиля. Книга это тоже очень небольшая (три главы), но очень динамичная, напряженная по стилю повествования, емкая по содержанию. Более всего эта Книга известна пророчеством о сошествии Святого Духа _ тем самым, которое апостол Петр повторяет, когда апостолы, находившиеся в Иерусалиме, получили дар Святого Духа, и апостол Петр, выйдя перед народом, указал именно это пророчество.
Важнейшая тема этой Книги – день Господень. Мы уже много раз говорили, что день Господень – это очень интересное, амбивалентное, как говорят философы, понятие, так как относится оно и ко дню Пришествия Христа в мир, и к последним судьбам мира.
В контексте Книги пророка Иоиля особенно видно, что день Тот, или день Оный, день Господень, воспринимается всеми в первую очередь как день Страшного Суда, день Суда Господня, день ужасный и страшный. И приход Иисуса Христа в мир есть Суд – Суд над миром. Именно об этом Христос и говорит, что ныне Суд миру, ведь распятием Иисуса Христа, своего Творца, своего Бога, своего Спасителя мир фактически подписал себе смертный приговор, осудил сам себя. Единственная возможность избежать Суда, изреченного над миром, – уверовать в Христа. Это сказано во многих местах Святого Евангелия, но особенно, в третьей главе Евангелия от Иоанна.
Итак, тема Книги пророка Иоиля – день Господень. Сначала пророк Иоиль раскрывает обстоятельства этого страшного дня в его эсхатологической перспективе, то есть с точки зрения последних судеб мира… Каковы же характеристики дня Господня?
Во-первых, этот день приходит внезапно, как тать в ночи. Он пролезает в дом, когда его никто не ждет, и обитатели дома оказываются к этому приходу неподготовленными. Образ вора, забирающегося в дом неожиданно, – это образ из Книги пророка Иоиля.
Кроме того, в Книге пророка Иоиля сказано, что день Тот, день Страшного Суда, день последних судеб мира, предваряется великим нашествием великого народа. Причем подчеркивается, что речь идет не о какой-то конкретной для времени пророка Иоиля исторической ситуации. Не об ассирийцах идет речь, не о вавилонянах, не о римском владычестве. Сказано очень емко и очень конкретно: во-первых, равного этому нашествию не будет, а во-вторых, перед лицом этого нашествия вся земля как цветущий рай будет, а после нашествия она превратится в пустыню.
Но и это еще не все. Как бы подчеркивая именно эсхатологичность, то есть апокалиптичность этого нашествия, подчеркивая, что речь идет именно о последних днях мира, говорится, что звезды во время этого нашествия потеряют свой свет, луна помрачится, солнце превратится в тьму и луна во кровь, когда придет день Господень.
Хотя напрямую здесь об этом не говорится, эта тема более поздних Книг, но можно и сделать вывод, что великое нашествие у Иоиля имеет параллель в Апокалипсисе, где говорится о нашествии великого народа Гога и Магога. Что это был за народ, мы сейчас гадать не будем, главное – что нашествие это будет страшно, и ничего более ужасного люди в своей жизни еще не видели.
Мало того, что этим последним нашествием, как предполагается, закончится мир, важно еще, что после нашествия произойдет суд. Указано конкретное место этого суда – долина Иосафатова под Иерусалимом, сказано, что это нашествие будет сопровождаться сошествием Святого Духа. Но о сошествии мы поговорим чуть позже, хотя именно в контексте свидетельства пророка Иоиля о сошествии Святого Духа совершенно иначе воспринимается… Фактически получается, что то, что имеет человечество сейчас, создание Церкви – это еще не есть конец, это начало конца. И в последние дни мира духовная природа человека, духовная природа мира изменится особенно сильно.
В контексте последних судеб мира в Книге пророка Иоиля приводится образ жатвы. Сказано: «пустите в дело серпы, ибо жатва созрела». Этот образ достаточно часто использует Господь Иисус Христос в Своих притчах, говоря о жатве не только как о плодах проповеди апостольской или Своей проповеди, а о жатве как о сельскохозяйственном, природном образе, который означает собой кончину мира. Образы пшеницы, которая собирается в житницы, срезания бесплодных колосьев, которые сжигаются огнем, потому что пусты… Мы уже разбирали различные аспекты последних дней мира у разных пророков, рассматривали различные обстоятельства этого явления.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий