Об иерархии и отцовстве
Всякий, кто злословит власти, публично выражает свое несогласие и протест против них, разумеется, отклоняется от Духа Христова, которым жила всегда Церковь. На это указывает апостол Иуда, приводя три примера из Ветхого Завета, так называемые примеры ветхозаветных смутьянов.
Первый, кого он упоминает, это Каин, потому что он первым из людей открыто встал против Бога. Не в том смысле, что он богоборец, как бы мы могли назвать богоборцами, например, большевиков, а он против воли Божией. Ему является Бог, предупреждает его, что грех у дверей лежит, предупреждает его не грешить, но даже на явление Бога, на свидетельство Самого Бога Каин отвечает отказом. Не в смысле, что он отвергает Бога как такового (мы уже говорили, что не это самое печальное, самое печальное – отвергнуть волю Божию, замысел Божий), а Каин оказался противным Богу: Бог сказал ему Свою волю, а Каин этой воли не послушался.
Второй пример, на который указывает апостол Иуда – Валаам, как он говорит про него: «те, которые предаются обольщению мзды, как Валаам». Валаам (кто знает и помнит эту историю из Книги Чисел) не против Бога вообще, он даже практически всю свою жизнь прожил как муж с открытым оком, как человек видящий, вступающий в общение с Богом, умеющий постигать, волю Божию. Но когда его призывает царь Моавитский, чтобы проклясть народ израильский, он оказался неспособен устоять в своем послушании Богу, у него не хватило твердости веры: оказалось, есть в мире нечто, что он любит гораздо больше, чем Бога, – его соблазнила богатая награда, мзда. И ради нее, ради материального счастья он дал совет Моавитскому царю, как можно погубить израильтян. По Преданию, именно он посоветовал Моавитскому царю выставить красивых девушек и молодых женщин перед станом израильским, и невоздержанные израильтяне, вступая с ними в незаконное соитие, вызовут гнев Божий, как оно и получилось. Это было действительно великое поражение в стане израильском, как это описано в Книге Чисел, – только ревность первосвященника Финееса остановила это поражение, его мужественная рука, поднявшая копье против человека, которого он видел открыто согрешающим.
Эта мзда, которой вожделел Валаам, сделала его не способным слушаться гласа Божия, сделала его противником Богу, из-за прелести земных благ человек может восстать против существующего порядка вещей: ему хочется получить земное богатство. И в силу этого он может идти против установленных правил жизни, норм, власти.
Третий смутьян – Корей, о нем тоже написано в Книге Чисел. Он не против Бога, он даже все свои дела прикрывает верой и любовью к Богу, даже некоторой ревностью по Богу. Но на самом деле его представление о Боге вызвано не тем, что Бог ему явился, оно выдумано им самим, и свое представление о Боге, свое отношение к тому, кто есть Бог, чего Он требует от народа, он противопоставляет точке зрения, которую защищает Моисей, призванный и избранный Богом. Он восстает против Моисея, хотя и не против Бога: у него есть своя точка зрения, и он хочет, чтобы она тоже была учтена – все люди имеют право на свое представление о хорошем, о плохом, о зле, о благе и о Боге в том числе. Он представитель очень популярного ныне либерального религиозного движения, которое утверждает, что каждому человеку доступно какое-то представление о Боге. Имеют значение не только свидетельства святых отцов, постановления Соборов, не только то, что вошло в догматические учебники; значимо и мнение каждого человека. Так что не надо считать кого-то авторитетом, надо каждого принимать, каждого слушаться и каждому позволить жить так, как он хочет: он отвечает за это только перед Богом и перед самим собой, и в принципе никаких авторитетов быть не должно. Вот эта тенденция очень ныне популярна, на Западе особенно, и первым выразителем ее как раз стал Корей.
Все эти ветхозаветные смутьяны, на которых ссылается апостол Иуда в своем Послании, несомненно, отрицательные образы, и каждый, кто восстает против начал, против власти, поставленной Богом, против власти духовной или мирской, все они противоречат воле и замыслу Божиим.
Вернуться к списку