О нашем выборе
Продолжаем наше исследование Послания апостола Павла к Римлянам. Остановились мы на VIII главе. Заканчивается она принципиально значимым свидетельством. Начиная с 27-го стиха читаем: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их».
Именно этот отрывок стал ключевым для учений некоторых протестантских деноминаций о предопределении – о том, что каждый человек предопределен спастись. Не вдаваясь в подробности учения о предопределении, исследуем внимательно этот отрывок.
Испытующий сердца. Важно помнить, что Бог видит наше сердце всегда, никогда нельзя от Него скрыться, Он не обращает внимание на то, что мы говорим, или какими хотим казаться. Он видит даже не те мысли, которые мы сами прекрасно видим, но глубже наших мыслей, чувств и ощущений – Он видит нашу бездонную глубину, которую мы сами в себе не видим.
Например, человек не знает, как он поступит в той или иной ситуации, кем он станет в той или иной ситуации. Вот начнутся завтра гонения на Церковь – никто не может сказать, по какую сторону он окажется, сможет ли засвидетельствовать свою веру, до конца сохранит ли верность своему Богу или отречется. Каждый может молиться, чтобы Бог его укрепил, но никто не может утверждать, не зная, каково на самом деле его сердце.
Вспомните Симеона Богоприимца, когда он берет Младенца Иисуса на руки и пророчествует Матери Его, что Ей душу пройдет оружие, да откроются помышления многих сердец. Оружие, которое пройдет душу Божией Матери, которое вонзится в Ее сердце – так иногда изображается Матерь Божия, стоящая у Креста Своего Сына, – это страдание Ее Сына, когда Она видела Его распятым на Кресте. И вот это страдание, разделение со Христом Его страданий и есть оружие, которое пронзает внутренность каждого человека, когда он сталкивается с этим в жизни. И он когда-то проходит через крест, на котором его собираются прибить или уже прибивают, и каждый узнает тогда, каков он на самом деле. Бог знает это, Он испытывает сердца и знает все, что есть в человеке.
В логической цепочке, которую выстра-ивает апостол Павел в этом отрывке Послания к Римлянам, ключевое слово не «предопределение», – другое. Первым в цепочке стоит не предопределил, а предузнал. Что это значит? Это значит, что Бог предузнает каждого человека: Он знает глубины сердца каждого человека не когда человек что-то совершает, не когда его мысли оформились во что-то более или менее сознательное. Даже не когда человек появляется на свет.
Бог знает бездны сердец человеческих даже тогда, когда еще ни один из людей не был рожден на этой земле. Он знал все про сердце Адама и Евы, и Он знал в тот момент, когда создавал человека, сердца всех людей, происшедших от Адама и Евы. Он знает сердца всех людей, когда-либо живших на земле. И ни одного человеческого сердца от этого любящего, внимательного, пронизывающего ока Господня не утаилось. Вот известный хрестоматийный пример: разбойник, который был распят справа от Спасителя. Он такой же, как распятый слева. Возможно, они были друзья, они ничем друг от друга не отличаются. Мы про обоих знаем, что они были разбойниками, знаем, что их разбой заслуживал смертной казни, и очевидно – оба были изрядные негодяи. Но один из них исповедал распятого с ним Человека Богом и сказал Ему: «Помяни меня, Господи, во Царстве Твоем», и запрещал своему товарищу поносить этого Праведника, исповедуя, что они-то достойно получают по делам своим, потому что разбойники.
Почему один из них обратился к Богу? Бог его к этому предопределил? Нет. Так захотел сам разбойник. В недрах своей души он нашел в себе силы признать: то, что с ним происходит, законно, и нашел в себе силы воззвать к Богу о милосердии. Нашел силы на кресте, когда все молчали, вступиться за поруганного Бога. Такова, как оказалось, была бездна его сердца, его духовная глубина.
Конечно, мы можем строить психологические предположения, как этот человек оказался разбойником, был ли жестоким, злым. Но в глубине души у него оставалось что-то человеческое, и эта бездна всколыхнулась в нем, и он последние слова произнес подлинно человечные и человеческие.
Нам не важно, почему он стал разбойником (хотя в личной судьбе этого человека это может и иметь значение, для нас – нет). Важно, что он по своей воле сделал этот выбор и сказал эти слова. И Бог знал, что он так сделает, и знал, что он так скажет, Он просто предвидел это. И для Бога именно это предвидение совершенно очевидного события и может восприниматься как предопределение: ему предопределено было висеть вместе со Христом, чтобы с креста он сказал слова, которыми спаслись его душа, его бессмертная будущность.