Вернуться к списку

Бог христианский – это Бог мира и порядка

Обратимся к 11-й главе I Послания апостола Павла к Коринфянам. Самое-самое начало:
«Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам».
Здесь уместно сказать несколько слов, предваряющих дальнейшее пространное рассуждение апостола Павла по несколько болезненному для современного человека вопросу. Поговорим немножко о Предании и о преданиях.
Важно знать, что устная проповедь первичнее, чем свидетельство записанное. Устное слово пронеслось раньше, чем появилась книга, – апостол Павел пришел раньше, чем те, к кому он пришел, могли прочитать Священное Писание. Но он пришел, не принеся им никакой книги. Он не принес им коробку с только что переписанными Евангелием от Матвея или всем корпусом Нового Завета, ведь их попросту не существовало.
Послания апостола Павла, во всяком случае, некоторые из них, написаны гораздо раньше Евангелия и написаны конкретным адресатам, в данном случае – коринфянам. Это были первые письменные свидетельства о вере Христовой. Послания апостола Павла, первые записи, доступные людям, переписывались от руки, передавались из церкви в церковь, особенно среди церквей, основанных апостолом Павлом, распространялись очень быстро, как мы видим на примере посланий его к Ефесянам или Колоссянам.
Буквально на наших глазах закладывается основание корпуса Нового Завета! Но когда апостол Павел пришел к коринфянам впервые (во время своего миссионерского путешествия) с устным свидетельством (ни на чем, кроме его собственного опыта, не основанным), ничего (кроме опыта апостола Павла, его свидетельства и отсылки к Ветхому Завету) больше не было.
Тем более удивительно, что дальше, в 11-й главе мы услышим потрясающие слова апостола Павла об установлении Тайной Вечери.
Все, что передает апостол Павел, он нигде не прочитал, не слышал: он не был непосредственным учеником Иисуса Христа, – не ходил с апостолами, не слышал что говорил Христос на горе Фавор или когда уходил в страны Тирские и Сидонские. Он не слышал Его Нагорной проповеди, не видел, что происходило на Галилейском море. Он ничего этого не слышал и не знал, и, тем не менее, именно он приходит свидетельствовать к огромному количеству язычников о вере Христовой, и свидетельство его приемлется.
Он постоянно апеллирует к тому, что действительно имеет печать апостольского служения, и к тому, что его слова подкрепляются и принимаются Божественной благодатью и Божественной правдой. Он постоянно получает удостоверение, что его слова истинны и его служение приемлется Богом.
И нигде, по крайней мере на страницах Книги Деяний святых апостолов, мы не видим, чтобы кто-то спросил: «А ты вообще кто? Какое право имеешь говорить? Ты ж с нами не ходил и ничего этого не слышал? Кто дал тебе право идти и проповедовать, если ты не был свидетелем земной жизни Иисуса Христа?», хотя и можем себе представить, что такие сомнения иногда возникали.
Но вот это и потрясает! На самом деле, свидетельства об историческом Христе, о реальном Христе, о жизни во Христе, о благодатной жизни в Церкви основано не на книжных записях, не на записях очевидцев – апостол Павел их не видел, этих записей, и он не был свидетелем, он сам не записывал за Христом, но он произносит удивительнейшие по силе слова свидетельства о Христе.
Это потому, что, на самом деле, Православие – это религия Предания, по преимуществу – Предания устного. Это, можно сказать, и не религия Писания вообще. Да, Священное Писание – один из основных элементов нашего церковного, вообще христианского учения. Постоянно мы видим ссылки на Священное Писание в догматических сочинениях, богословских сочинениях, аскетических сочинениях. Но не это первично. Оказывается, первично именно Предание, а не Писание, и само Писание православные принимают и понимают в контексте Предания. Не сама по себе Книга является ценной для православного христианина, а опыт толкования, опыт исследования этой Книги, опыт понимания и применения к жизни того, что написано в этой книге.
Он мог никогда не открыть эту Книгу, но где-то однажды православный христианин услышал, что Христос так сказал, он даже сам не читал, но услышал. И на этом слове услышанном он может построить всю свою жизнь, которая будет и христианской, и православной, и святой!
Только в Православной Церкви возможны такие эпизоды, как известный случай из патерика, когда на одном острове оказалось три отшельника, никогда в жизни не читавших Священного Писания, не знавших даже молитвы «Отче наш», тем не менее, стяжавших святость, молившихся: «Трое нас, Трое Вас – спасите нас!», зная, что Бог Троичен в Лицах, зная, что есть Отец, и Сын, и Дух Святой, во имя Которого каждый был крещен – не зная больше ровным счетом ничего, они стяжали благодать Святого Духа и жили свято, чем весьма удивили епископа, который к ним попал на остров, и подтвердили свою жизнь в Боге тем, что ходили по водам.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий