Вернуться к списку

Проповедь. Притча о 10-ти прокаженных. Неделя 26-ю по Пятидесятнице

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 26-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю 26-ю по Пятидесятнице ( 19 декабря 2021 года). На богослужении читалась притча о 10-ти прокаженных (Лк.17 :12-19).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня вы слышали короткую евангельскую историю о событии всем хорошо известном. Встретили Иисуса Христа десять прокаженных мужей, десять прокаженных человек и просят Его издалека о милости, ибо ближе подойти они не смеют. И Христос отправляет их показаться священникам. Они, послушавшись Его пошли, чтоб показаться священникам, и по дороге почувствовали, что они очистились. И девять пошли радостно дальше исполнять то, что надлежит исполнять по закону. А один вернулся ко Христу, ибо он не знал закона. Он был самарянин, и поэтому пришел к Тому, Кто его очистил. И Христос говорит: «Почему ты один пришел? Где же остальные девять? Почему они не возвратились, чтобы воздать славу Богу?»

Это очень трудная история. Ведь, на самом деле, девять остальных поступили совершенно правильно. Они поступили так, как надо. Во-первых, их к священникам в храм послал этот Человек, и они пошли, потому что надо было слушаться. Во-вторых, так велит закон: eсли ты исцелился от проказы, то должен показаться священнику. И священник осмотрит тебя, и увидев, что ты чист от проказы, принесет положенные жертвы и введет тебя в народ Божий. Ты станешь снова полноправным членом общины народа Божьего: ты вернешься к своей семье, и вернешься к своей работе, к своим друзьям, в свой дом, и снова будешь как все – один из общего числа людей. Так велит закон. Они ничего плохого не сделали. И тем не менее, Христос упрекает их именно за то, что они поступили, как надо, а не так, как должна велеть им вера. Ведь человек, ощутив, что он очистился, должен осознать, Кто его исцелил, и вернуться к Тому, Кто его исцелил. А потом, если потребуется, исполнять закон. Да и к чему закон, если здесь Тот, Кто этот закон дал. Здесь Тот, к Кому и нужно прийти, ибо источник исцеления здесь.

Эта притча, эта история, для нас – притча, для них – история, о том, что есть узаконенные законом формальные отношения с Богом, формализованные отношения с Богом, где человеку предписывается то или иное действие в соответствии с тем или иным обстоятельством. И человек соблюдает этот регламент Жизни, но Жизни в этом регламенте нет. Это – только правила, которые написаны для того, чтобы человек совершенно не распустился. Конечно, скажем, есть уголовный кодекс и большинство людей его не знают. И нет нужды им знать этот уголовный кодекс. Они и так исполняют необходимые правила поведения, не потому что боятся предписанного уголовном кодексом наказания, а потому что они по совести считают это правильным, честным и достойным человеческого поведения. Не знаем мы административного права, и гражданского, и какого угодно, если мы не юристы, мы и не знаем. Мы просто поступаем так, как должен поступать человек, и мы не будем нарушителями этих норм права. Но главное, именно то, чтобы мы правильно поступали не потому, что боимся наказания по закону, а потому, что свободно выбираем то, что поистине достойно человека.

Также и в законе Божьем. Есть этот закон, который человек соблюдает. И этот закон помогает ему сохранить пределы отношений с Богом, чтобы не выйти за эти пределы, чтобы не запутаться в искушении, в непонимании, в многобожии или, вообще, в безбожии. Но не это составляет жизнь. Жизнь составляют личные отношения с Богом, когда человек от сердца может сказать: «Ты – мой Бог.» И Ветхий Завет знал такие отношения. Это отношение иное: и Авраама, и Давида, и пророка Исайи и многих других праведников, подлинных праведников Ветхого Завета. И Ветхий Завет старался показать человеку, что простое соблюдение формальных норм закона ничего тебе не даст, оно только помогает тебе не свалиться в пропасть, как ограда на краю обрыва. Но оно не дает тебе Жизни. Оно тебя не животворит и не наполняет, оно только помогает тебе не упасть во тьму кромешную, и не более того.

И вот эти люди, привыкшие формально исполнять положенное, привыкшие к формальным отношениям с Богом, прошли мимо Жизни, мимо Бога. Они получили исцеление, и вошли в общество, и стали нормальными людьми. Только спасения они не получили, ибо спасение не в том, чтобы исцелиться от проказы, не в том, чтоб получить дом, здоровье, детей или еще какое-нибудь благо. Спасение в том, чтобы познать, что в жизни, в этой моей жизни, я могу встретиться с живым Богом. Не как-нибудь мнительно, а по-настоящему. Может, не так ярко, как апостол Павел или преподобный Серафим Саровский. Но встретиться вполне реально, действенно, ощутимо так, что вся жизнь моя преобразится. И в церкви, как и всяком человеческом институте, есть формализованные отношения. Они предписывают, как зайти и как выйти, куда подойти и что сделать, где перекреститься и что положить, что поставить и где сесть, как склониться и как восклониться. Да, это предписано, но эти формализованные отношения не дают Жизни. И соблюдением этих правил не спасется человек, ни один и никогда. Человек спасается своей личной встречей со Христом. Когда он познал, что в его жизнь вошел Бог, что Он воплотился не только в пещере в Вифлееме две тысячи лет назад, что вертепом, пещерой и яслями Ему стало мое человеческое сердце. И там, внутри меня, родился, живет, и, несомненно, распинается, и, несомненно, воскреснет Господь Иисус Христос. И если нет этих личных отношений со Христом, если не встретился человек в жизни своей со Христом, если он не познал Бога во Христе, то, что бы он не делал, что бы он не исполнял, как бы он не трудился – не имеет никакого смысла, ибо это или ведет ко Христу, или уводит от Христа. Человек должен увидеть в своей жизни смысл, и истину, и путь, и жизнь; и тогда все эти формальные требования, где и как стоять, что делать, как правильно что-то исполнить, наполнятся смыслом, и будет каждая душа, каждая милостыня, каждая свечка, каждая молитва, каждый поклон приобщать меня к Богу.
А пока мы со Христом не встретились, ничто не может нам дать Жизнь. Ибо ни в крестном знамении, ни в поклонах, ни в исповеди – ни в чем другом нет никакого смысла, если там мы не встречаемся со Христом, eсли мы не познаем Бога, любящего меня лично, пришедшего ко мне лично и спасающего меня лично. Среди всех этих людей каждого Бог знает по имени, каждого Он позвал сюда и каждого Он привел в это место, чтобы спасти нас всех. И поэтому человек должен всей своей жизнью возжелать встречи со Христом, познания Христа.

Как это сделать? Ведь это от нас не зависит. Это ведь Он решает, когда выйти нам на встречу. Ни Павел, ни Серафим не искали встречи со Христом. Это Он открылся им и явился. Что же сделать нам, человекам, чтобы действительно жизнь наша наполнилась радостью встречи со Христом? Надо увидеть, надо сначала сделать все необходимое для того, чтобы понять, что благодеяния Божьи в нашей жизни уже есть. Как говорит апостол Павел: «За все благодарить». Буквально за все. Не формально. Ну, пусть мы не можем благодарить Бога за болезнь, но за ужин-то вкусный мы поблагодарить Его можем? Пусть мы не можем благодарить Бога за то, когда нас гонят люди, но за друзей-то мы поблагодарить можем? Ведь для этого надо просто понять, что нет никакого блага в этом мире, которое бы не дал нам Бог. Вот есть у меня друг, значит его дал мне Бог. Есть у меня ребенок, значит мне его дал Бог. Есть у меня храм, значит его мне дал Бог. Есть у меня вера, значит и ее дал мне Бог. Ибо ничего хорошего, благого и совершенного нету, нету по какой-то другой причине, кроме как то, что дал мне это Бог. Начнем видеть Бога в этих дарах. Начнем от сердца благодарить: «Благодарю Тебя, что я верую; благодарю Тебя, что у меня есть дети; благодарю, что я не один, что у меня есть дом, или мама, или еда, или человек, которому можно поплакаться, или собака, которая может меня утешить, или ребенок, который смотрит мне в глаза и говорит: «Мама, я тебя люблю». Это Христос смотрит на нас глазами этого ребенка.

Научимся благословлять Бога во всех благах Его, нами уже ощущаемых и принимаемых. И тогда мы увидим вокруг себя одну любовь Божью, окружающую нас своей теплотой. И тогда рано или поздно мы познаем, что в нашу жизнь нас привел Христос и с младенчества нашего взял нас за руку, и вел нас по этой жизни, и спасал, и очищал, и исцелял, и научал, и заботился, и вся жизнь наша прошла со Христом. Так и наполнится все смыслом, и радостью, и жизнью, а формализм, которым мы все заполнены, спадет с нас, как цепи, и мы станем свободными детьми Божьими, чающими встречи со своим Отцом в Царстве Бога нашего.
Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/i9wHNgkitF8
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/lIJA92fPg6MWhg

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Павел Глинских
Текстовая запись: Светлана Наумова

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий