Голос Бога в сердце
С 17-го стиха 2 главы Послания к Римлянам апостол Павел начинает очень серьезное обличение иудеев, суть которого сводится к тому, что важно не то, какой ты плоти, а важно, какой ты по духу своему, насколько ты в сердце своем исполняешь волю Божию.
Хотя и те, и другие – грешники, и тем, и другим возможность верить и жить по воле Божией открыта, потому что Бог ни от кого Себя не закрывает и каждому дает необходимое для спасения, ибо Он Творец, Создатель и Отец всех.
Другое дело, что с иудеев больше спросится, потому что им вверено слово Божие и они должны быть образцом, в том числе и для язычников. И в начале 3-й главы апостол Павел еще раз подчеркивает, что великое преимущество быть иудеем во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено Слово Божие. В этом, собственно, и состоит призвание иудейского народа. Слово Божие он должен хранить не только переписывая и распространяя. Он должен жить по этому слову. Разумеется, любой иудей времен Иисуса Христа знал, что они не жили по воле Божией. Самое важное свидетельство того, что они не жили по воле Божией, – не вавилонское пленение, а то, что они убили собственного Мессию. И хотя они не выполнили свое предназначение, тем не менее, преимущества у них есть.
Дальше в 3-й главе апостол Павел пишет: «Бог – есть Бог всех людей».Верующий человек об этом должен помнить всегда. Я процитирую это слово апостола Павла: «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников? Конечно, и язычников, потому что Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру».
Бог распростерся над всем миром, и каждый человек – Его. Поэтому святые, об опыте которых мы читаем, и молились за весь мир, и Церковь молится и за христиан, и за весь мир, о каждой душе живой, даже чтобы воздух был чист и солнце светило над всеми людьми. Как говорит об этом Христос в Евангелии: Отец дает свет и дождь и праведным, и грешным, потому что Он всех любит. Вопрос не в том, кого Бог не любит, но в том, кто не любит Бога. Поскольку человек верующий имеет причастие к Богу и по мере своего вхождения в жизнь Божественную он учится и сердце свое расширяет, чтобы иметь способность молиться за каждого человека, за весь мир (что мы и видим в опыте святых). Если Бог один, и никакого другого Бога нет у народов, у них один путь к Богу, один Дух, которым может жить человек, – Дух Святой, одна вера, одно Крещение. Как скажет после апостол Павел в другом своем Послании: и один опыт богообщения. Святые отцы, описав свой опыт богообщения, путь к Богу, показали каждому человеку, где бы и когда он ни жил, правильные ступени восхождения к Богу, критерии, определяющие, действительно ли ты к Богу восходишь или живешь от ветра главы своея, ни капли к Богу не приближаясь (есть такая опасность).
Некоторые, делая неверный вывод из подобных высказываний апостола Павла, говорят, будто бы нет никакой разницы между язычниками и иудеями, нет никакой разницы между Священным Писанием и великими открытиями античной философской мысли, – что будто бы апостол Павел уравнивает все это. На самом деле, он подчеркивает, что хотя все грешны, но иудеям вверено Слово Божие, а язычникам не вверено. Им тоже доступно было Откровение, и они действительно очень много увидели из того, что открывал им Бог, но они не вместили полноту этого Откровения, они осуетились в помышлениях ума своего, то есть привнесли в это учение нечто из своего. Иудеи, если бы им была дана воля, может быть, сделали бы то же самое, но им было вверено Слово Божие – о них было особое попечение Промысла Божия именно в том, чтобы они сохранили и донесли миру неповрежденным Божественное Откровение, свидетельство Бога о Самом Себе. Язычникам это не было дано. Те и другие нуждаются в оправдании, – но все же нельзя сравнивать античную философию и библейское Откровение, это вещи несовместимые.
Подводя итог, скажем словами апостола Павла, которыми заканчивает он сравнение иудеев и язычников: «Ныне независимо от закона явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закона пророки, правда Божия через веру во Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Иисусе Христе». Смысл в том, что действительно все согрешили – и язычники, и иудеи. Даже если найдется иудей, который не считает себя грешником только потому, что он ни одной заповеди не нарушил, он все равно грешник: он считает, что не согрешил. Об этом и пророки свидетельствуют: человек, который считает себя не согрешившим, грешен.
Естественное состояние человека – считать себя грешным: состояние грешности – когда человек не видит Бога, не живет с Богом, не имеет доступа к благодати Божией, лишен славы Божией.
Грешны все – и иудеи, и язычники, все нуждаются в Примирителе и Искупителе, которых соединил бы их с Богом и ввел бы их в Царство Божие.