Обратимся к 8-й главе Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Эта небольшая глава целиком посвящена одной– единственной проблеме, – очевидно, насущной для христиан, живших в языческом окружении. Она касается употребления идоложертвенных яств.
ля Церкви, для христианских общин языческих городов языческие праздники с обязательными жертвоприношениями, с кроплением жертвенной кровью были частью их быта. Каково же отношение Церкви к жертвоприношениям языческим, к идольским требищам, а самое главное – к вкушению того, что заклано пред идолом?
Кажется, что сейчас для нас это не актуально вроде бы, дело прошлое. Но, как показывает опыт, никогда люди не должны забывать о том, что древний мир язычества очень близок, очень легко усваивается человеком. Он тем и опасен, что очень доступен. Настолько доступен, что, чем больше погружаешься в осмысление реальности язычества, некоторых его феноменальных свойств, закономерностей, принципов, тем более удивляешься, насколько живуча эта традиция.
Вот детское баловство, всем хорошо известное, что очень интересно – советского периода. Чем пионеры, материалисты по убеждению, забавлялись в каникулы? Вызывали разных духов, гномиков, барабашек и прочую нечисть… Откуда это было? Кто этому учил? Где научились этому советские дети, не читавшие ничего, кроме дозволенной литературы? Но в каждом лагере, в каждом отряде пионерском был такой опыт – люди занимались этим тайком, собираясь в лесах, спальнях, красных уголках, пионерских комнатах. Почему это было?
И сейчас вроде бы нет язычества, но снова вырастают идолы Перуна, снова разжигаются костры Ярилы, снова начинают писать рунические письмена, снова читают как бы книгу Велеса, снова занимаются магией черной, белой, какой угодно, даже страшной иностранной магией вуду. Язычество снова обретает голос, силу. Так что, наверное, было бы прежде-временно складывать в архивы опыт Церкви, накопленный ею в борьбе с язычеством.
И если античное язычество – греческое, римское – Церковь действительно преодолела настолько сильно, что рецидивов практически нет, то с язычеством славянским все не так-то просто, не говоря уже о язычестве средневековой Европы или Америки. И сейчас есть регионы, от язычества не очищенные, в том числе и такие, где звучала, звучит или начинает звучать христианская проповедь. Поэтому опыт Церкви, свидетельство Священного Писания в борьбе с язычеством по-прежнему актуальны.
Этому и посвящена в основном 8-я глава Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, хотя в ней мимоходом поднимаются несколько очень важных вопросов. О них мы тоже поговорим.
Об идоложертвенных яствах мы знаем, но знание надмевает, а любовь назидает.
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
Ибо хотя и есть так называемые боги на небе или на земле, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Идол в мире ничто. Интересное рассуждение приводится на этот счет в известной (апостол Павел цитирует эту книгу) неканонической Книге Ветхого Завета Премудрости Соломоновы.
В 13–14 главах этой Книги автор рассуждает о природе язычества, говорит, что язычество бывает разным. Есть язычество, когда человек поклоняется стихиям, потому что от нормального функционирования этих стихий реально зависит его жизнь. В первую очередь, это солнце, вода и воздух, от которых жизнь человека зависит самым прямым образом. Эти стихии никак от человека не зависят. Человек не властен над водой. Если ее нет, он не может ее добыть никаким образом, она должна где-то находиться, человек не может ее воспроизвести, она создана не им, она есть дар человеку. Тем более это можно сказать про воздух и про солнце. Человек не властен над этими стихиями и без них жить не может. Естественно человеку обожествить эти стихии.
Вернуться к списку