Вспомним эпизод из Книги пророка Исаии, очень характерный, очень трогательный. Пророк Исаия, не просто старец, а посланник Божий, приходит к Езекии, царю достаточно благочестивому, как про него говорит Священное Писание, и свидетельствует о том, что тот умрет через три дня, и следует сделать завещание. Царь Езекия, услышав это определение Божие из уст пророческих, поворачивается к стене и начинает плакать и молить Бога. И настолько он взмолился к Богу, что пророк Исаия даже не успел выйти из дворца, как Господь его вернул обратно к Езекии и сказал: «Прославь Бога, ты проживешь еще 15 лет». То есть даже изреченное определение Божие с помощью сокрушения, плача, устремления к Богу, упования на Бога можно изменить.
В Книге пророка Ионы свидетельствуется то же самое. Пророк Иона приходит в город, куда послал его Сам Господь, засвидетельствовать, что дни этого города сочтены, что через 40 дней он будет разрушен. Но народ обратился весь, как один, в посте и плаче (хотя этот народ был неверующий, не знающий истинного Бога, более того, захвативший часть иудеев, почему Господь и изрек о нем такое повеление). И когда все, от царя до последней скотинки, наложили на себя пост, – мычанием, поскуливанием собак, воплем новорожденных младенцев, криком нищих и богатых, смирением в одежде, они умолили Бога. И Господь сказал Ионе, что город будет помилован.
Если даже изреченное от Лица Бога повеление можно изменить, тем более это относится к такому ключевому моменту человеческой истории. От человека зависит… Почему пост так важен? Дело не в том, что человек просто воздерживается от пищи, иначе это была бы диета. Надо смотреть глубже. Пост – это когда человек показывает, что основа жизни – не только в нем самом… Пост, как элемент покаяния. Именно покаяние важно. И важно понимать, что истинное покаяние без хоть какой-то постности, постной черты невозможно. В книгах богослужебных, посвященных Великому посту, сказано, что поститься нужно не только от пищи, поститься нужно очами, поститься нужно движениями тела, поститься от неправды, от злых дел, от мира. То есть пост – духовное действие, которое показывает, что человек должен отодвинуть привычную мирскую суету и устремить ум свой к Источнику света и именно этим устремлением, порывом к свету просветить себя, изгнать тьму страстей, суеты, тьму, закрывающую сердце и очи ума нашего от Бога.
Пост показывает, что человек способен к подвигу, способен выпрямиться, подтянуться, поднять себя к Богу. И самое главное – пост показывает, что человек не в себе самом только ощущает источник своей жизни, с помощью поста он показывает, что его жизнь, его поступки, все обстоятельства, происходящие вокруг него, имеют Источник, вне этого мира находящийся. Вот когда человек способен хоть какими-то малейшими поступками своей жизни устремиться и показать, что не он сам себе хозяин, что не он только определяет все обстоятельства этой жизни, что есть Господь, от Которого зависит, быть или не быть, жить или не жить, быть ли солнцу или тьме, будет ли пища, хлеб, будет ли молитва возноситься в храмах, будут ли матери воспитывать детей, а дети – слушаться родителей.
В Псалтири есть такое выражение: «Ты, Господи, Хранитель душам и телесем нашим». Благодаря посту человек вспоминает это. И пока человек способен к посту, он способен жизнью своей исповедать Бога, показать, что действительно Бог есть в его сердце, что он уповает на Бога, считает, что у его жизни есть подлинный Хозяин, о Котором он иногда забывает.
Вернуться к списку