Да, Господь открывает, что и они будут сокрушены и будут наказаны, и это зло будет отмщено. И что? В чем смысл этого постоянного наказания? Израиль будет истреблен, чтобы другой народ стал на этом же месте так же грешить, так же надмеваться и так же (и еще более!) гордиться, сокрушив чью-то гордыню. В чем смысл этого действия?
Этим заканчивается 1-я глава. За этим вопрошанием, недоумением видно: как вспышка озарило его Откровение Божие. Заканчивается глава человеческими размышлениями его: он пытается осмыслить это, потому что изнемогает.
И тогда он встает на молитву… 2-я глава начинается с описания того, что он встает на молитву, уходя в башню. То есть, с библейской точки зрения, становится первым столпником, который возносится от земли на высоту, чтобы устремиться к Богу, чтобы не соприкасаться ни с чем суетным. Как он говорит: «Я был на страже этой ночью», то есть творил бдение всю ночь, молился, был, как сторож, который не спит всю ночь.
Взывая к Богу, он пытался вымолить у Бога ответ: в чем смысл, почему это происходит? Чтобы сокрушить гордыню или сокрушить зло израильское, надо допускать бесчинство халдеев? А потом, чтобы сокрушить зло халдеев, надо допускать бесчинство другого народа, который, в свою очередь, сокрушит Вавилонское царство? (Это и на самом деле произошло, и мы говорили об этом, когда читали Книгу пророка Даниила: будет и Вавилон сокрушен, и Мидийское царство, будут сокрушены и империя Александра Македонского, и Римская империя. Одна гордыня сокрушает другую.) «Когда все это кончится? В чем смысл?», – вот вопль пророка Аввакума перед Богом.
Полученный ответ Аввакум пытается передать, именно передать, в том Откровении, которое было ему возвещено, человеческими словами. Это рубленые, чрезвычайно точные, емкие фразы. Но эти фразы показывают, что он не может вместить ответ Бога: ему удается уловить и отразить в слове человеческом смысл того, почему это происходит. Не вместить всю судьбу мира в свое сознание и тем более вылить это Откровение мира в слова человеческие… Просто он очень ярко понимает духовный смысл этих исторических потрясений, когда один народ сокрушает другой народ. Это он понимает и об этом он свидетельствует Духом Святым, но когда пытается умом своим, духом своим проникнуть во всю глубину Божественного Промысла, когда пытается понять все зло, которое творится в мире, понять, почему оно происходит и почему зло сокрушается другим злом, понять все последние судьбы мира, ум его изнемогает под тяжестью этого непонимания.
Это естественно, ведь человек не может нести всю бездну путей Господних, об этом свидетельствовал еще пророк Давид. Но у людей духовно одаренных, духовно зорких, иногда появляется желание понять все, что происходит в мире, объяснить. Не для того, чтобы измерить премудрость Божию, а просто понять по-человечески. Так Иов пытался понять, почему он страдает.
И так же Аввакум просто хочет понять, почему народы страдают, и страдание это неизбежно, почему каждому народу страдание отмеряно какой-то весьма сокрушительной мерой. Почему это происходит? И он изнемогает, падает, и в конце вот этого падения своего ума, то есть опускания на колени, когда он просто понимает, что ничего не понимает, слышит слова Откровения Святого Духа:
«А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!».
Он слышит это и исповедует, что суды Господни, судьбы Господни, Промысел Господень неисповедимы. Мы можем отчасти проникнуть в собственную судьбу, можем понять, почему с нами произошло то или иное и зачем, но можем понять это только в том случае, если смиренны и непрестанно всматриваемся в Бога, сокрушаемся, смиряемся, молимся, взываем к Богу и наблюдаем за собой.
Некоторым людям (по природной одаренности или по дару Святого Духа) дается возможность прозрения в судьбы других людей, которые к ним обращаются. Таких людей обычно называют старцами. Но и старцы, как об этом свидетельствует Серафим Саровский, не всегда видят, что происходит с пришедшим к ним человеком. Как говорил Серафим Саровский: «Когда говорил от Бога, я всегда говорил правду, но, когда я говорил от себя, бывали ошибки» – приходил человек, а Бог скрывал по какой-то Ему одному известной причине судьбу этого человека, преподобный пытался разобраться в этом своим опытом, своим умом духовным, – и иногда, как он сам свидетельствует, были ошибки.
Вернуться к списку