Более того, Сам Бог именно с этими стихиями очень часто Себя связывает, именно в образах этих стихий представляет некоторые тайны Своего отношения к человеку. Бог есть Солнце правды, Он есть Солнце для всех ходящих праведно, Он освещает путь их, Он – Свет для находящихся во тьме. Бог есть Вода живая, и Он дарует эту живую воду всем жаждущим, и только эта Вода Живая может привести к тому, что человек никогда не будет жаждать, только эта Вода Живая дает плод, пребывающий в вечную жизнь, только эта Вода Живая дает возможность прикоснуться к вечности.
И Бог есть Дух, воздух, дыхание, то, что наполняет и дает мне дыхание, Тот, Кем я живу, то, чем я дышу, Им все животворится, Он все вдохновляет.
Эти образы свидетельствуют, что стихии очень тесно связаны с темой Божественности, так что обожествить их человеку естественно. Хотя тут же автор Книги Премудрости Соломона указывает, что и в таком случае человек не может оправдаться, потому что Бог, реальный, живой, личный, близок каждому человеку. Он Сам стучит в его сердце, и человеку несложно познать Бога, если он только хочет это сделать. И если он не познал Бога, значит, сам не совсем этого хочет. А далее автор Книги Премудрости Соломона говорит, что все-таки язычество еще соответствует здравому смыслу, хотя в нем и есть неправда и грех.
Самая большая беда для человека – идолопоклонство. Зло идолопоклонства в том, что человек делает своими руками некое изваяние, неважно, из какого материала, и сделанное своими руками он называет божеством.
От этого куска железа, камня, мрамора, золота, серебра, дерева никоим образом его жизнь не зависит. Она не может от него зависеть, ведь человек сам дал жизнь этому идолу. Как может зависеть моя жизнь от него? Я хожу, дышу, думаю, живу, у меня есть свобода, а этот кусок стоит на месте, он не может ни дышать, ни смотреть, ни видеть, ни шевелиться, он мертв. Как же от него может зависеть моя жизнь? Это же совершенное безумие.
Именно идолопоклонство ввело в человеческий мир совершенную и самую страшную ложь. Потому что совершенное безумие сделать нечто собственными руками из подручного материала, назвать это богом и подчинить этому идолу свою жизнь. И поскольку ложь входит в саму сущность идолопоклонства, все идолопоклонники заражаются этой ложью. И именно эта ложь вынуждает их к самой крайней степени нечестия, разврата, клятвопреступлений, насилия, злобы, жестокости и всего прочего. Именно с идолопоклонством связаны самые скверные, нечистые, развратные, самые кровавые, злобные, человеконенавистнические культы. А все потому, что человек допускает ложь в основание своего собственного бытия по отношению к Богу.
Цивилизации, поклоняющиеся солнцу, воздуху и воде и не творящие идолов, а почитающие каким-то образом эти стихии, никогда не доходят до такого нечестия, хотя в них и есть неправда. Но они не допускают лжи в основании своей религиозной жизни. Идолопоклонник допускает такую ложь и фактически всю свою религиозную (а значит, духовную) жизнь – само средоточие своей жизни – ставит именно на основание лжи. Фактически не являясь в прямом смысле слова сатанистом, любой идолопоклонник поклоняется сатане, служит ему, осуществляет волю сатаны, сатана есть отец лжи, именно им ложь вошла в мир.
В мире, как дальше описывает буквально одним стихом апостол Павел, есть много разных неведомых существ, есть ангелы, есть бесы, есть неведомые нам сейчас существа, есть сатана. Это все не имеет никакого отношения к идолу – идол был и остается ничто. Существа существуют, духи живут, сатана действует. Но идол остается ничем, ведь его сделал не сатана, а человек – это он ввел ложь в свою жизнь, сатана тут ни при чем. Сатана никак не связан с этим материальным объектом, это человек вокруг идола плетет сеть лжи и призывает имя того или иного духа, беса или самого сатаны на этого идола. Сам по себе идол как был, так и остается ничем. Есть идолы, которые связаны каким-то образом с духами. Например, оракул Аполлона в Дельфах, про что культурная традиция хорошо знает. Очевидно, такие идолы были распространены. Очевидно, они были не только в античной традиции, но были и у восточных народов, и у северных народов, у кельтов, у германцев, были у славян.
Вернуться к списку