Вернуться к списку

6 ИЮНЯ — ПРОСЛАВЛЕНИЕ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Открыть видео
Открыть аудио
6 ИЮНЯ — ПРОСЛАВЛЕНИЕ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Нищету́ Христо́ву возлюби́вши,/ безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися,/ безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши,/ смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́./ Сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая,/ Ксе́ние блаже́нная, моли́ Христа́ Бо́га// изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.

Напоминаем вам проповедь иерея Константина Корепанова, сказанную на ночной Божественной литургии в февраля 2022 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Апостольском чтении слова апостола Павла из послания к Фессалоникийцам: «Братья, будьте долготерпеливы ко всем, наблюдайте за собой, чтобы никому не воздать злом за зло». Вот — не скажу, что простая — но вполне понятная максима, заповедь практической деятельности всякого верующего человека: долготерпите ко всем. Ругают ли вас, не любят ли вас, обвиняют ли вас, злословят ли вас, матерят ли, несправедливы ли к вам — долготерпите!

Мы носим на себе крест, на котором распят Безгрешный и Святой, крест, на котором распят Всемогущий и Славный, крест, на котором распят Человек, не сделавший никому зла. Мы носим на себе этот Образ — что же мы удивляемся, что нам нужно терпеть? Тогда надо снять крест и жить, как все люди, ибо все люди живут в ожидании, что их полюбят и отблагодарят, а если их не любят и не благодарят, то они, естественно, хотят этого добиться, наказать или заставить. Мы — христиане, и поэтому наш удел — искать всегда и везде долготерпения, чем бы кто нас ни обидел или унизил. Не любят ли нас, не понимают ли нас, надо одинаково долготерпеть, а мы воздаём злом за зло. Нет, нам кажется, что мы воздаём по справедливости, — но это же и называется воздавать злом за зло: нам сделали зло — мы, по-справедливому, должны воздать таким же злом — это и есть то, чем мы занимаемся. Нам категорически это запрещено, а мы — воздаём злом. Нас подрезали на дороге: «Ах ты…! Я тебя так же!» Нас не поняли — «Ну и я с тобой разговаривать не буду!» На нас накричали — мы в ответ: «Сам дурак!» Нас не поняли, нам признания не выказали, нас не заметили — «Вообще разговаривать с тобой не буду!» Мы всегда так и делаем — что же мы удивляемся, что у нас ничего не получается?

Вот, Христос в Евангелии говорит: «что же вы моете руки, носите маски, зачем вы дезинфицируете себя со всех сторон? Всё равно же в этом нет никакого смысла, ибо зло — не снаружи, зло — внутри! И гибнете вы именно потому, что внутри носите зло. Что нами движет, чтобы воздать другому злом за зло? Наше сердце. Что нами движет, чтобы как-то отомстить человеку, наказать человека? Зло в нашем сердце. Мы, злые сердцем люди, — зачем мы пришли сюда, зачем? Чего мы хотим?

Понятно: мы пришли в Церковь, чтобы Бог, увидев наш великий Ему дар и одолжение, наконец сделал нашу жизнь счастливой и приятной во всех отношениях. А Он этого не делает, и мы недоумеваем: может, мы плохо молимся, плохо постимся, может, кому-то что-то не даём, — но должен же Он, наконец, сделать нашу жизнь счастливой! Чтобы жёны нас любили, чтобы мужья любили, дети благодарили, и все прочие носили на руках! Нет, мы много не хотим, — мы хотим того, чего, как мы считаем, мы заслужили. Чем же мы отличаемся от рекламной смазливой девчонки, которая так и говорит: «Ведь я этого достойна» ? Это — лозунг «христианской» жизни: «Я хочу, Господи, ведь я этого достоин» ?? Я заслужил это? Нет. Вы пришли в Церковь для того, чтобы изменить своё сердце. Нет у нас другой цели. Бог может изменить наших близких — если это возможно, если Он этого захочет, если нам это полезно; Он может изменить нашу страну, Он может дать лучшего правителя за всю историю, — а может дать самого поганого — в зависимости от того, что нам полезно. Он может дать благорастворение воздухов, а может отравить всё газами, оставив нас на дело рук своих. Но это всё пустяки: можно жить и в концлагере, и на Бали, — и жить со Христом, — а можно и там, и там жить в окружении бесов, ибо не внешнее определяет жизнь человека, не антураж, не обстоятельства, а то, что у человека на сердце, что из сердца исходит. И это главное: мы пришли, чтобы из сердца выходили любовь и смирение, мир и радость, долготерпение, человеколюбие, снисхождение, нежность ко всем братьям и сестрам. Мы должны изменить своё сердце — не изменить наших близких.

Смотрите, что мы делаем: каждый из нас имеет какую-то скорбь. У кого-то она очень сильная, у кого-то — средняя, у кого-то — малая. Это скорбь через наших друзей, через наших коллег, через наших родственников: у кого-то пьющий отец, у кого-то пьющий муж, у кого-то сын наркоман, у кого-то бешеная жена, у кого-то сумасшедший муж, у кого-то бесноватый ребёнок, у кого-то вор сосед, у кого-то вор коллега — и каждый через этого близкого имеет скорбь, трудность этой жизни. И мы пришли в храм и молимся, молимся долго и нудно, чтобы Бог исправил этого соседа, чтобы Он исправил этого коллегу, чтобы Он исцелил бесноватого сына, чтобы Он поставил на место взбесившуюся жену, чтобы Он сделал трезвым пьяного мужика. Мы измозолили весь наш язык, мы ободрали наши колени, мы ободрали порог бетонного храма, но, как были, так и живем, и ничего с нами не происходит, потому что мы никак не можем понять, что бесноватый сын, и пьяный муж, и бешеная жена и даны именно для того, чтобы мы очистили свое сердце, и они не изменятся до тех пор, пока не изменимся мы, пока наше сердце не станет кротким, пока оно не смирится, пока мы не начнем целовать руку нас бьющего, пока мы не будем радоваться тем скорбям и искушениям, которые на нас сваливаются и благодарить за них Бога. Всё, что у нас есть, все эти скорби и посланы нам для того, чтобы мы изменили сердце. А мы никак не можем понять и молимся о том, чтобы изменились люди. Изменится сердце — изменятся и люди. Лопата, которая нас бьет – остановится, как только мы выучим урок, из-за которого лопата нас бьёт. Мучитель наш переменится или умрет, как только мы выучим урок, для заучивания которого он нам и послан. Мы забываем, что пришли в храм именно для этого, именно для того, чтобы изменить собственное сердце, чтобы туда вселился Христос, и сердце наше стало бы другим.

Вот сегодня святая Церковь – так уж получилось из-за наложения праздников – сегодня оючтит память преподобной, точнее, святой блаженной Христа ради юродивой Ксении Петербургской. И конечно, наверняка, все её любят, даже если не очень знают её житие, даже если не были в Питере и не ходили на могилку, — все равно, нет-нет, да что-нибудь кольнет и человек вспомнит день блаженной Ксении и как-то вздохнет перед ней, перед её иконой. Вот, блаженный святой человек. Собственно, почему она стала святой? Потому что жила на улице? Вон, бомжи живут на улице – святыми не становятся. Потому что не ела? Вон, девчонки-красавицы диету соблюдают, — мне всегда завидно, — но святости не обретают. Потому что она носила кирпичи? О, наши узбеки подняли столько кирпичей, что впору бы им на небеса взойти. Но нет, как были, так и остаются даже не верующими. Чего же? Она могилы рыла? У нас за день копатели могил, особенно в условиях пандемии вырывают столько могил, что туда можно будет скоро весь город закопать, но святыми не становятся. Чем же она стяжала святость? Мы так привыкли к тому, что называем её святой и не задумываемся, собственно, как она такой стала. Она терпела. Она терпела, что её ругали и считали сумасшедшей, что её дразнили, над ней насмехались. Да она и делала всё это для того, чтобы над ней насмехались. Она и провоцировала на издевательства и насмешки, потому что очень хотела спасения своему мужу. «Пусть смеются, а я буду терпеть, и мужу моему будет хорошо. Пусть плюют в меня, а я буду терпеть, и мужу будет хорошо. Я же за него терплю. Я пускай сдохну, в ад пойду, но пусть хоть муж мой будет там, с Богом. На меня показывают, крутят пальцем у виска: дура. Конечно, дура. Дура. Не уберегла мужа. Не смогла сделать так, чтоб он умер в покаянии, не домолилась – конечно, дура. Так мне и надо. Вот и волочу теперь свой тяжкий крест. Буду терпеть. Пусть Бог помилует моего мужа». Вот, такая вот жизнь – терпение всего. А Бог, конечно, посылает людей, чтобы они злословили, чтобы они плевали, чтобы они каким-то всяким образом создавали ей скорби, а потом – через тридцать лет – все поняли, что она – святая. Это потом люди стали приходить к ней, чтобы она благословила. А до этого тридцать лет её гнобили, гнобили, гнобили и гнобили — и она стала святой. И, несомненно, муж её тоже спасся по любви её и по вере её. Вот путь. Простая женщина, не окончившая академии, института, даже катехизаторских курсов, женщина, которая не знала вообще, быть может, что такое троичное богословие и не смогла бы разумно объяснить, по крайней мере, в начале своей жизни, что такое сущность и что такое ипостась, и почему во Христе две природы, не знала орос Четвертого Халкидонского собора – она просто знала, что для того, чтобы спастись, стать святой, надо терпеть всё, что посылает тебе Бог. Всё терпеть. Она и терпела. Как говорит наш народ: «Христос терпел — и нам велел». Простая человеческая максима. И сколько святых дал нам народ ещё в эпоху до двадцатого века, имена которых мы не знаем, но мы знаем свидетельства о том, что они умирали в мире. Эти бабушки и дедушки, тёти и дяди, отроки и отроковицы, которые знали только одну простую вещь: надо терпеть, и Бог спасёт – то самое, чего мы делать категорически не хотим. Мы готовы обойти весь свет в поисках святого человека или святых мощей, и не получив от них никакой пользы, идём дальше. А спасение – вот оно, рядом, в нашем сердце: начни терпеть, сораспнись со Христом, и Христос родится в твоём сердце. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YoyTube: https://youtu.be/R9DUD6Rn8Fg
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/2TJek48IGSkf8A

Автор: Константин Корепанов
Видео: Наталья Лопато
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Ещё о святой блаженной Ксении: https://vk.com/wall275816365_1516
и ещё: http://dimitrus.ru/media/articles/1389/

Вернуться к списку

Оставьте комментарий