10 февраля 2022 года. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г.Екатеринбурга. На Богослужении читался отрывок из Евангелия от Марка о том, что одна бедная вдовица положила две лепты в сокровищницу храма, и о замечании Иисуса Христа своим ученикам по этому поводу: «… истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» (Мк. 12: 38-44).
Человек совершает какие-то дела с мыслью о Боге. Всё ли сделанное им в этом случае является жертвой Богу?
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении всем хорошо известную историю о том, как Христос со Своими учениками наблюдает за людьми, которые проходят мимо церковной сокровищницы, или, попросту говоря, мимо церковной кружки, и каждый туда что-то кладёт, и кто-то кладёт туда от избытка своего, — но подходит одна вдовица и кладёт крошечную, ничтожно малую сумму: две лепты; — и Христос говорит, что она дала всех больше, потому что она положила «все житие свое», то есть, всё то, на что она могла сегодня жить. Она всё это отдала Богу, отдала всё, что у неё было.
Дело простое и понятное, но речь идёт не только о деньгах, не только о той сумме, которую мы можем отдать Господу, можем отдать в храм, хотя, конечно, всем нам хорошо понятно, что эта сумма определяется именно тем количеством, которое мы выделяем, чтобы потратить на себя. Не в абсолютном размере считает Бог жертву, Ему данную, а в том, что мы отдали что-то, хотя могли бы это использовать для себя. И, в этом смысле, принцип жертвы Богу универсален и касается не только денег: всё, что мы даём Богу — это то, что мы могли бы оставить себе — то время и деньги, и усилия, и ту часть жизни, которую мы посвящаем Богу, мы посвящаем, отрывая это от себя. Если мы отрываем это от себя, то это — действительно жертва. Если мы отрываем это от других, то это не жертва, это — наша свободная воля распределяет наши усилия так, как нам угодно. Если, скажем, дома у нас сидят голодные дети, а мы, вместо дома, пошли в храм, то мы не отдаём Богу жертву, мы просто провели время так, как нам в данный момент захотелось. Хорошо это или плохо — это решит Бог, но жертвы в собственном смысле слова здесь нет. Все равно, потратили ли вы этот кусок жизни на детей, или для Бога, — в любом случае вы действительно отказываетесь от себя, — но, в строгом смысле, здесь нет вашей жертвы, жертву приносят наши дети, терпящие наше отсутствие. Если бы мы могли отдать — и на этот принцип указывает нам Христос — к примеру, деньги, в которых нуждаются наши родители, а вместо этого мы приносим их в храм, то это — не наша жертва Богу, это жертва наших родителей, которые бы могли жить на эти деньги, — а, в результате, эти деньги оказываются в храме. Поэтому, собственно жертвой Богу является только то, что мы могли бы использовать для себя, но отдаём это Богу.
Вот жизнь простого человека, простой домохозяйки или простого, обыкновенного верующего мужичка. Он, естественно, идёт на работу и, естественно, там работает, — как может, как умеет, пытаясь -или не очень — вспоминать о Боге в течение рабочего дня: это трудно, потому что коллектив не очень-то к этому приспособлен, там обыкновенная, очень сложная, работа, порой технически сложная, шумная: ругань, шум, постоянные разговоры, и собраться, сосредоточиться человек не может. Потом он приходит домой, его ждут жена и дети, он должен сделать что-то по хозяйству. Раньше делал больше, потому что они жили в своих домах. Теперь – меньше, потому что часть работы обеспечивает управляющая компания. Но, тем не менее, он как-то что-то делает: он беседует с женой, он помогает что-то по хозяйству, — прибивает сломавшуюся полку, делает с детьми домашнее задание, разговаривает. И вот, когда заканчивается день, и он устал или она устала, и всё они сделали, — и дети лежат сытые со сделанными уроками, и муж или жена довольны, — и остался кусочек времени, когда сил уже никаких нет, а человек вспоминает о Боге и последним усилием воли он поднимает себя на молитву, и говорит: «Слава Тебе, Господи, за всё,» — он этот кусочек отдает Богу. И это, в подлинном смысле слова, — жертва. Потому что это — единственное, что у него осталось на себя самого, — всё остальное он отдал людям и той семье, которая у него есть, дал детям, которых дал ему Бог. И вот этот кусочек времени и есть, собственно, те две лепты вдовы.
Конечно, есть люди не семейные, есть люди безработные, есть люди пенсионеры, у которых гораздо больше времени, чтобы посвятить Богу. И они говорят о том, что они читают много канонов, акафистов. Они могут позволить себе каждый день ходить в храм. Они читают умные книги и Священное Писание. А эта измотанная работой, суетой, семейной жизнью женщина не может этого себе позволить. Она позволяет себе отдать только маленький кусочек времени, но отрывает его она именно от своего отдыха, от своего покоя, от того, чтобы потратить это на себя – она тратит на Бога и вносит эти две лепты вдовицы. Она отдаёт всё, что у ней осталось на себя саму.
И поэтому каждый человек может действительно принести Богу великую жертву, если только поймёт, что жертвенность Богу определяется не абсолютным количеством затраченного на Него, а именно, от того, что мы отдали его, оторвав от самой насущной своей потребности, от самых насущных своих жизненных интересов и целей. И, в этом смысле, любой может стать этой удивительной женщиной, этой вдовой, которую похвалил Христос. Мы должны помнить, что очень важно приносить жертву Богу именно из нашей собственной жизни. А наша собственная жизнь – это есть то, что остается, когда мы отдали людям, которые нас окружают, когда мы послужили тем, кому должны послужить, когда мы исполнили то, что велит нам долг, когда мы напитали всех, кого должны напитать, – именно то, что мы должны, можем посвятить себе, а мы посвящаем это Богу, — это и будет, в подлинном смысле слова, жертва. И такая жертва пред Богом не забудется никогда. Аминь.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/21YO6_h55-k
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/twLgJQgER2Yaag
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»