Видеозапись сделана 22 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Проповедь священника Константина Корепанова на евангельский отрывок, в котором вспоминается необыкновенное событие – шествие Господа нашего Иисуса Христа по водам Геннисаретского озера и попытка апостола Петра прийти ко Христу по воде. (Евангелие от Матфея, 14:22–34).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы видели в евангельском чтении небольшую зарисовку, эскиз, который является некоей иконой, образом, типосом всего того, что происходит в жизни каждого человека едва ли не ежедневно. Вот Христос был со Своими учениками; потом Он их отправляет на другой берег моря, а Сам остается с людьми, которых много. Ученики устали; они не в состоянии больше ждать Его. Они измучились, и Он их отправляет, а Сам остается с людьми, которые не могут плыть с Ним, и, пока Он всех не выслушал, не помог, Он другого ничего не делает. Но, когда весь народ Он отпустил, Он не спешит догнать Своих учеников. Он идет в уединенное место, чтобы помолиться, как делал Он всегда. Никого не было из свидетелей его молитвы. Только дважды: на горе Преображения и в Гефсиманском саду апостолы стали свидетелями Его молитвенного труда. Ночью Он всегда молился уединенно. После дневных трудов, забот и хлопот, после тысяч народа и бесед с учениками Он ночь пребывал в молитве. И вот, помолившись ночью, посреди ночи, Он идет по морю, догоняя Своих учеников, которые в море терпят бедствие. Как говорит текст Писания «лодку било волнами» (влаяся волнами). Сильный ветер, буря, и они не могут справиться с судном, по причине противного ветра. Они не могут править: лодка — весельная. И, когда Христос их догоняет, они пугаются. Они думали, что это призрак, просто потому, что очень устали, измучились, не спали всю ночь. Они знали, что по водам никто ходить не может, — наверное, это призрак. Наверное, мы уже с ума сошли от того, что с нами происходит – ужас, страх, — вот-вот погибнем. Они изумились, испугались, и не верят, что это – Он. И когда Христос говорит, что это – Он, апостол Петр восклицает, сам не понимая, что говорит, – можно понять человека, измучившегося целый день, а потом полночи барахтающегося в море; он говорит: «Если это Ты, Господи, повели, чтобы я пришел к Тебе».
Человек не должен дерзать на подобные прошения, на подобные дерзновенные молитвы, чтобы жить, действовать так, как Христос. Но мы видим, что, вместо того, чтобы поставить на место Своего ученика: кто ты такой? Я-то – Христос, а кто ты, чтобы ходить по водам? Кто ты, чтобы преодолеть бурю? Знай свое место, холоп. Твое место – править веслом, а не ходить по водам. Ты с бурей справиться не можешь даже в лодке. Куда тебе ходить по водам? Кто ты такой? Вспомни свои грехи… — Он не говорит так, как бы мы наверняка сказали бы любому человеку. Он приветствует дерзновение Своего ученика, как и всякое дерзновение всякого человека, — всякое дерзновение. И Он так и заканчивает потом, в конце этой истории – Он говорит: «Дерзайте, дерзайте и не бойтесь!»
Когда больной человек приходит просить у Бога исцеления, он, конечно, может сказать – и будет совершенно прав – «Да, Господи, я заслужил эту болезнь, заслужил эту боль, я заслужил эту нищету, это одиночество; я заслужил, что меня бьют и пинают, поносят и злословят – так мне и надо.» Он может сказать так — и будет прав. И Господь обнимет его, ибо человек смирился. Может, даст ему исцеление, может, не даст, но человек не останется без благодати, ибо он смирился. Но Бог также приветствует и дерзновение человека, который подошел и молится: «Исцели меня, Господи, исцели. Мне больно, тяжело – исцели.» И он должен сознавать, что он дерзает в этот момент. Он просит того, что выше его меры. Он просит чуда, он просит исцеления. Но Богу приятно это дерзновение веры, и Он всегда приветствует и дерзает любые дерзновения нашей веры, когда мы забываем о том, кто мы, а бесконечно впечатлены тем, какой у нас Бог. Как та женщина, хананеянка, которая просила за свою дочь. Она говорит: «Да, Господи, и псы…» И псы – мы все — собаки безродные, но ведь и нам же перепадают крохи Твоей любви, ибо Ты щедр, Ты – Бог. Даруй мне этой милости.
И дерзновение веры всегда приветствуется Богом, потому что мы в этот момент забываем о себе и уповаем, прибегаем к Богу, как единственному, необъятному, большому, щедрому всеобщему Отцу, источнику любого чуда, любой милости, любой благости. И это — тоже благо перед лицом Бога, когда мы не помним о своих грехах, а бесконечно изумлены этой необъятной щедростью, явившейся в мир.
И вот апостол Петр, опьяненный этим невиданным чудом, дерзает просить: «Дай мне ходить по водам и прийти к Тебе.» И он пошел, не просто по водам, не просто по глади лесного уральского озерца, он пошел по бушующему Генисаретскому морю; пошёл по волнам навстречу своему Богу, своему Спасителю. Но, когда он оторвал взгляд от своего Спасителя и стал думать не о том, что это — источник удивительной щедрости, мощи, силы, милости и любви, а стал смотреть на то, как выглядит море: оно же бушует, и ветер дует, и подо мной, наверное, глубина», — он сразу стал тонуть. Конечно, и тогда Бог тоже не отверг его молитвы и вытащил его из воды. Но вот это утопание происходит с каждым из нас постоянно – в глобальных каких-то масштабах или при буре в стакане воды – но, так или иначе, мы начинаем тонуть только тогда, когда видим обстоятельства, а не лицо нашего Бога. Стоит нам посмотреть вокруг – и мы тонем; стоит устремить взгляд на Бога – и мы стоим. Не важно, какие обуревают нас скорби: такие всеобщие большие, как пандемия, или такие крошечные и мелкие, как семейные неурядицы, – в любом случае, они погубят нас. Прорвавшийся водопровод, бегущий кран нас может погубить ничуть не меньше, чем пандемия. Мы начинаем сходить с ума в буквальном смысле слова, вызывая не только психиатра, но уже впрямую врача и медикаментозное вмешательство, потому что мы не можем справиться с проблемой, которая нас мучает. Капающий кран одинаково выводит человека из состояния равновесия, как и болеющие вокруг люди, потому что мы видим то, что происходит вокруг нас, вместо того, чтобы смотреть в лицо нашего Бога. Какие-нибудь мировые правительства, или пандемия, или смерть, или гонения, или капающий кран, или безумная жена, или больной ребенок – это объективная реальность, такая же, как и волнующееся под ногами Петра море. Ему не кажется, что происходит шторм. Море действительно штормит. И эта волна – реальная, а не придуманная. И ветер – реальный, а не придуманный. Но все это – ничто, если ты смотришь в лицо Христа, если ты веришь в Него и знаешь, что твоя жизнь не зависит ни от бури, ни от воды, ни от врагов, ни от правительства – ни от чего. Она зависит только от твоего Бога. Только от Него и больше ни от кого. И жизнь, и смерть — только в Его руках. И здоровье, и благоденствие, нищета или богатство, здоровый ребенок или больной – все это в Его руках. Он – Хозяин жизни. Он – Источник всего для меня, когда я верую. И Он – ничто, когда я не верю. Тогда, действительно, приобретают силу, объективную реальность и буря, и волна, и ветер, и дырявая лодка, и предательство друзей – все тогда становится значимым и весомым, потому что я не верю своему Богу.
Но, если я верю, объективность окружающих обстоятельств никуда не уходит, она просто делается как бы бессильной, потому что я вверяю свою жизнь в руки своего Бога. И это – непоколебимое основание. Он никогда не предаст — никогда. И все Священное Писание – Ветхого ли Завета, Нового ли Завета – говорит о том, что любой человек, возложивший упование свое на Бога, никогда не был Богом оставлен, никогда не пожалел об этом, никогда не был поражен чем-либо, потому что уповающий на Бога – «яко скала»; уповающий на Бога – не постыдится; уповающий на Бога всегда будет удержан Богом и всегда Бог поможет ему. И от человека требуется именно это. Важно, чему он верит: объективности трудности, объективности обстоятельства, объективности зла — или гораздо большей объективности, реальности, мощи и силе своего Бога.
Все просто. Кто управляет миром: космические силы или Бог? Нас постоянно, уже много столетий, хотят убедить, что миром управляют объективные силы, с которыми ты должен считаться, и учат, как считаться с этими силами. И человек поверил, что его жизнь управляется объективными силами, поэтому с каждым столетием люди живут все хуже. Они становятся все глупее и безнравственней, все более больными и измученными, — но по-прежнему верят, что объективные силы управляют миром, и что главное – этим объективным силам покориться.
А в прежние эпохи люди верили Богу и поэтому, как говорит одно место из «Послания к Евреям»: побеждали полки чужих, превозмогали в брани, были сильны в сражениях, побеждали болезни и творили многие чудеса. И никто не мог их победить, потому что они знали, что миром и их жизнью управляет Бог, сильнее и милостивее, щедрее Которого нет ничего на земле.
Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Павел Глинских Вернуться к списку