Вернуться к списку

Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга (29.05.2022).

НЕДЕЛЯ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга (29.05.2022).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В Евангелии от Иоанна очень много говорится о Свете, о Духе, о жизни. Евангелие от Иоанна начинается со свидетельства о том, что был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Евангелие утверждает, что этот Свет каким-то образом воплотился, вошел в жизнь, в этот мир, в историю. И дальше в Евангелии также много говорится о Свете, те слова, которые мы сегодня слышали, повторяются несколько раз в текстах евангелиста Иоанна Богослова, где Христос называет Себя или евангелист называет Его Светом.
С этим Светом все не так просто. Мы привыкли воспринимать только один свет – тот, который видим нашими глазами. Светит солнце или электрическая лампочка, или просто какой-то источник огня – и мы называем это светом. Человек очень неуютно чувствует себя в темноте и хорошо чувствует себя днем: видит, куда идти, что делать, чтобы не споткнуться, не упасть, видит, где какая вещь лежит, примерно понимает траекторию своего движения и те вещи, которые ему открываются в свете дня в этом мире. А когда дневной свет исчезает, человек норовит создать искусственные источники освещения – будь то костер, факел, свечи или просто тот самый электрический свет, к которому мы так привыкли, хотя он – просто младенец в этом мире по сравнению со временем существования человечества.
Но даже тот свет, который мы видим и который считаем самым лучшим и важным для нас, – а слепоту мы считаем великим горем – даже с этим светом все не так просто. Ибо Книга Бытия начинается со слов: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Но, тем не менее, светила, которые дают свет, появились только на четвёртый день творения. Что же за свет создает Бог? Вся суть этого мира каким-то образом преломляется через природу света.
Что есть свет? По сути дела, какая нам разница? Мы же не задумываемся, как устроен воздух, или недра, или мрамор, или свеча, – мы просто пользуемся ими и живём, употребляя их так, как нам угодно. Необязательно понимать, для того чтобы жить. Но здесь, в сегодняшнем Евангелии, Господь связывает вопрос о свете с проблемой слепоты. А это уже нас волнует. Мы понимаем, что слепота – очень страшная вещь. Когда ты не видишь света, не видишь вещей, как они есть, не видишь лица любимого человека – матери, отца, жены, мужа, своего сына, когда ты не видишь, какая красота тебя окружает, не видишь, куда ты ступаешь своей ногой и куда простирается твоя рука, – ты действительно в бедственном положении. Слепым быть плохо – мы все это знаем. Никто не хочет оказаться слепым, тем более – слепым навечно.
Христос говорит: «Если вы видите свет, то вы – зрячие, если вы не видите света, то вы слепы». Это все мы понимаем, но из этого Евангелия оказывается, что мы можем ослепнуть навечно, и ослепнуть не потому, что мы не видим солнечного света, но потому, что мы не видим какого-то другого света.
Вот слепорожденный: он никогда в жизни не видел солнечного света, света свечи или лампады – вообще ничего не видел. Он родился слепым, он не различает даже светотени. Я знаю таких людей, причем именно слепорожденных, я работал с ними какое-то время. Я знаю, как они воспринимают мир. Попробуйте ребенку объяснить, научить его, открыть ему жизнь и мир, когда он ничего не видит. Что такое слон? Что такое стол? Что такое дерево? Мы же понимаем это, потому что видим. Есть вещи, которые можно узнать осязанием. А как узнаешь вещи, которые больше, чем ты можешь осязать? Как ты получишь представление о мире, когда ты в жизни ничего не видел? Все твое представление, вся картина, которая есть у тебя в сознании, – не та, неправильная. Ты ведь слепой, ты не только не видишь, куда сейчас идти, – ты вообще ничего не знаешь об этой жизни. Те вещи, которые другие привыкли понимать: ромашка, одуванчик, сирень, черемуха – что это такое? Мужчина, женщина? Мы привыкли к тому, что видим, – а человек слепорожденный вообще ничего не понимает. Он же слепой. Его представление о мире – никакие.
Но, тем не менее, этот человек может любить и верить, ждать и надеяться, прощать, жалеть, терпеть, страдать – он же остается человеком. И, оказывается, для того чтобы переживать эти глубокие человеческие чувства, вовсе не обязательно видеть мир. Для того чтобы любить, не надо видеть. Для того чтобы верить, совсем не надо видеть. Для того чтобы перетерпеть укоризну, боль, хамство, нищету, не надо видеть. Для того чтобы отдать последнюю копейку, не надо видеть. Для того чтобы сделать добро человеку, помолиться за человека, вовсе не надо видеть. Это – свет души, который не нуждается в том, чтобы глаза были открыты. И человек может быть светлым человеком, хотя ничего не видит.
Слепорожденные дети в основном были очень и очень добрыми. Но иногда встречались и злые, расстроенные от того, что они ничего не видят. Однако и много зрячих людей на самом деле не видят этого совсем другого, душевного света. Они не знают, что такое любовь и добро, честь, мир, прощение, сострадание. Они погружены во тьму, хотя видят ясно, что такое берёза и сирень, и храм, и человек. Но внутри они – темные, мрачные.
Откуда у человека это? Откуда он знает, что нужно любить или простить? Откуда он знает, что нужно терпеть или молчать? Откуда это знание дается человеку? Почему один человек делает то, что наполняет его жизнь и жизни других людей светом и миром, а другой человек наполняет жизнь свою и окружающих страданием, болью, ненавистью – тьмой беспросветной? От чего это зависит?
Казалось бы, это зависит от знания: вот, я знаю, куда идти, я знаю законы этого мира, я читал учебник по физике и знаю, как устроены лампочка, телевизор, магнитофон, машина, самолёт, и могу всем этим пользоваться. Я знаю закон всемирного тяготения, закон преломления, закон отражения, закон жидкостей, газа, атома. Но что это дает мне – лично мне? Конечно, если я ремонтирую машины, это важно. Но жизнь моя от этого не меняется. Я могу стать светлым человеком, а могу стать темным. Знание само по себе ничего не дает.
Ну хорошо, буду читать Библию, это же – светлая книга. И вот я читаю Библию, открываю и нахожу, что надо делать то, что там написано. Начинаю это делать, и неожиданно оказывается, что, оправдываясь библейскими словами, я творю зло. Например, оправдываясь неправильно понятыми цитатами из Библии, я могу уничтожать другой народ, могу изменять жене, могу бросить своих детей. Могу сделать все, что угодно, – и все это оправдать библейскими цитатами. Сколько лжи, ненависти, сколько зла в мире оправдывается Библией! Сколько людей, сколько заблудших душ ориентировались на библейские слова и оказались во тьме. Начиная буквально с первых шагов, сделанных христианством по земле. Какие последователи пали, какие еретики Средних веков или просто люди, которые, как говорит апостол Павел, «оказались внутри хищными волками» и губили Христово стадо, хотя вроде пришли туда, читая, слушая библейское слово? Как же так, вот, я знаю Библию, а становлюсь еретиком или убийцей? Или просто человеком соблазнившимся, прельщенным, увидевшим свет, который оказался тьмой? Как же мне быть тогда, если даже Библия ничего не гарантирует? Я вроде ее знаю, но остаюсь таким невыносимым человеком, что люди от меня бегут и говорят: «Лучше бы ты помолчал!»
Вот, пришли к Иову друзья, чтобы, казалось бы, поддержать его. А начинают добивать этого измученного человека, ориентируясь на свое знание о Боге, о вере, которое суть тьма. Иов – несчастный, измученный, обокраденный, оболганный, больной, сидит на мусорной куче в Свете. А они – счастливые, довольные, богатые и знаменитые, пребывают во тьме. Как же тогда быть человеку? Если даже Библия не гарантирует, что человек будет действительно в свете? И как много существует людей, читающих другие книги, читающих молитвы и Псалтирь, а света внутри них нет. Что же такое свет?
И вот этот сегодняшний слепорожденный – слепой по существу, он просто получил чудо. Он ничего не знает, скорее всего, он был добрый человек. Долгие годы прошения милостыни смирили его душу, а смирение есть свет. Но дело не только в этом. Когда его исцелили, он совершенно ясно понял, что это есть Бог. Никто не может исцелить слепоту человека, кроме Того, Кто есть подлинный Свет. Солнце не может вылечить моей слепоты, свечка не может вылечить моей слепоты. Только Тот, Кто есть Свет по существу, то есть Бог, – только Тот и может вылечить слепоту людей. Этот вылеченный человек понял, что он говорит с Богом. Он не знает, как, он не может объяснить этого, он не учился в семинарии, он не читал «Догматическое Богословие», Библию не читал – он ведь только что прозрел. Но он всем сердцем откликнулся: «Это есть Бог!»
И он свидетельствует об этом, хотя все стараются его убедить, что это не так. Его стараются убедить, что это плохой, грешный человек оклеветывает Того, Кто даровал ему свет. Оклеветывает Того, Кто даровал ему совершенно иное познание, изнутри высветив познание Бога. Заканчивается отрывок тем, что слепорожденный приходит ко Христу и поклоняется Ему как источнику Жизни и Света. Таким образом, он обрел двойное зрение: он увидел чувственный свет, увидел солнце и лес, – но он увидел и себя, и Бога в этом свете и поклонился Тому, Кто есть истинный Свет.
А те, кто были, казалось бы, зрячими, видящими, – они говорят: «Нет, это не Бог, это даже не праведник, это – грешный человек!» Человека, сделавшего добро, они называют грешным. Они сами себя погружают в слепоту. Они отрицают очевидные вещи, и поэтому сами себя замыкают в слепоте – уже навсегда. Ибо если человек не познал Света в Боге – то он навсегда пребывает во тьме. И эта тьма не кончится никогда, и наступит еще более тяжелое время, когда тьма будет невыносимой. Но человек предпочел быть слепым, быть во тьме, вместо того чтобы обрести свет. Как сказал Христос по этому поводу: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Что ты будешь делать, человек, если свой собственный свет ты погасил? Ты попадешь в совершенную тьму, где света нет вообще, – что ты будешь делать?
Это слово обращено к нам. Мы с вами еще не определились. Мы пришли вроде бы к Свету, мы пришли вроде бы ко Христу. Сейчас большая часть будет причащаться этого Света из Чаши Христовой и пойдет дальше – чтобы что? Светить людям. Мы пойдем дальше и понесем этот Свет людям, мы сделаем их жизнь светлой, радостной, доброй и теплой. Мы станем светом для окружающих людей – или мы понесем в наших сердцах тьму? От чего это зависит? Все причащаются, но один выходит – и злится, ропщет, не благодарит, ругается, пьет, делает зло. А другой, действительно, идет и светит. От чего это зависит?
Христос в другом Евангелии сказал нам притчу: ты видишь сучок в глазу брата своего – а бревна, которое в твоем собственном глазу, не видишь. Значит, ты слепой. Если ты видишь недостатки в ближнем, ты – слепой человек. Ты ничего не видишь, ты пребываешь во тьме. Как, говорим мы, вот, я вижу, он же грешит! Нет, это тьма скрывает от тебя очертания вещей. Ночью все кошки серы, ты ничего не видишь и ничего не понимаешь, потому что ты слепой. Слепому представляется наощупь что-то, и только зрячий видит, что это на самом деле. Для того, чтобы стать зрячим, ты должен увидеть Христа, ты должен встретиться со Христом, прикоснуться ко Христу, позволить Ему жить в твоем сердце, в твоей душе, освещая твой собственный ум. Пока ум твой пребывает во тьме, ты видишь грехи ближних. Ты видишь их, потому что ты темный и мрачный, в твоем сердце тьма. Обратись ко Христу, открой Ему свое сердце, прими Его Слово, которое есть Свет, прими Его заповедь, которая есть Свет, и освети этой заповедью свое сердце. И ты увидишь, что на самом деле темный только ты, а все остальное – свет. Все остальные люди залиты светом Божественной любви. Ты не видишь этого? Значит, ты слепой.
Священное Писание называет ангелов светлыми, а бесов – темными. Священное Писание называет души человеческие светлыми – вы видели этот свет? Макарий Великий говорит, что на земле нет ничего прекраснее души человеческой – вы видите этот свет? Вы видите Божественную любовь? Вы видите, как Он обнимает мир? Вы благодарите Бога за каждый прожитый день, ибо он прожит в Свете Иисуса Христа? Нет? Тогда вы ходите во тьме. Обратитесь к свету, чтобы свет осиял вас, – и вы увидите, что все совсем не так, как вам кажется. Все эти очертания – только признак тьмы, которая в нашем сердце. Чтобы этого не было, нужно покаяться, ведь покаяние и есть обращение от тьмы к свету. Когда мы каемся, обращаемся к свету, и светом напитывается наша душа, мы видим светлыми всех, – и светлую жизнь, и любовь Бога, излившуюся в мир Духом Святым. И тогда мы причащаемся, и возрастаем в этом свете, и ходим в свете, и любим, потому что знаем любовь Божию. Это и есть Свет.
Если в нас этого нет, то надо покаяться, обратиться к Свету, и Он осветит наше сердце и покажет, где – истинная тьма, а где – истинный свет, чтобы мы смогли стать подлинными детьми света. Аминь.

Записала Елена Плотникова.
Редактор Екатерина Лимонова

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/1qaTKxwuozk
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/P4sJyhPccHfURQ

Ссылка на аудиозапись лекции отца Константина на тему: «Смысл Недель от Пасхи до Вознесения Господня»: https://disk.yandex.ru/d/5oLMlg5uO92LfQ

Вернуться к списку

Оставьте комментарий