Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 2-й седмицы по Пасхе (05.05.2022).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня в евангельском чтении вы слышали, как Господь наш Иисус Христос говорит: «Верующие в Меня не судятся, а переходят из смерти в жизнь.» Он даёт надежду каждому верующему в Него человеку, что он никогда не умрёт. Конечно, мы понимаем и знаем, что наше тело смертно; но именно тело — смертно, оно во грехах родилось, во грехах жило, и оно должно умереть. Оно должно перейти в первоначальный элемент, чтобы из этих элементов Христос при воскресении нашем даровал нам новое тело, в котором семени тления, семени смерти уже не будет. А душа наша и дух наш — если мы веруем во Христа — она бессмертна. Конечно, принято считать, и на бытовом языке все говорят, что душа любого человека бессмертна. Это не совсем точно, и не совсем так. На самом деле, она становится бессмертной, если она причастна Иисусу Христу. Если в нас живёт Христос, Жизнь вечная, то мы — бессмертны, и мы живём вечно, хотя тело это ложится в землю, а душа наша пребывает в жизни, и после смерти тела ожидает всеобщего воскресения, когда мы, обретя новое тело, войдём в полноту вечной жизни. Именно в полноту, потому что, причастившись Христу, мы уже причастны Жизни — только не полноте её. А если человек не верует во Христа, то душа у него — мёртвая; она существует вечно, но живёт она не вечно, она вообще и не живёт: она только существует. Она продолжает своё бытие дальше, но жизни в ней нет, она как была, как существовала в смерти — так и продолжает существовать мёртвой и после смерти тела. И, как продолжает Свои слова Иисус Христос дальше, — те, кто верует, по воскресении взойдут в вечную полноту вечной жизни, — а те, которые не веровали и творили зло, тоже воскреснут, — для них начнётся полнота смерти, а не жизни, потому что они не приняли Христа.
Мы привыкли думать, мы привыкли понимать всё не так, как оно есть. А что-нибудь изменить в своём мировоззрении мы не хотим. Мы думаем, что есть на небесах Бог, Который судит людей за то, что они сделали плохого. И мы хотим, чтобы Бог нас простил — там, на Небе простил, — и всё делаем для того, чтобы Он нас простил: ходим в церковь, чтобы Он нас простил, молимся, чтобы Он нас простил; творим какие-то милостыни, — чтобы Он нас простил, — ещё что-то делаем, чтобы Он нас простил, — и надеемся на то, что Он нас, в конце концов, простит, — потому что слышали, что Он добрый и хороший. Но вдруг читаем мы в Священном Писании, как в сегодняшнем отрывке, о том, что люди, которые делали зло, пойдут в осуждение, будут осуждены. И мы недоумеваем: Господи, неужели Ты их не можешь простить? Прости их, пожалуйста, — ну, дураки они конечно, грешники окаянные, зла делали они немало, — но прости их! Трудно Тебе, что ли? — И мы верим, что Бог их простит, и сердце наше на какое-то время умиляется: ну вот, конечно, Бог простит! Всех Он простит, Он всех спасёт! А потом снова прочитаем Писание, и снова сердце начинает тревожиться: а вдруг Бог не простит? А ведь это всё не имеет отношения ни к Богу, ни ко Христу, ни к Евангелию. Потому что дело вообще не в Боге — простить Ему нас или не простить, сердится Он на нас или не сердится — накажет нас или не накажет. Дело не в Нём: Он давно уже всё простил; всё простил, когда умер на Кресте — всем всё простил наперёд — выписал вечную индульгенцию каждому человеку: «Между тобою и Мною, человек, никогда не будут стоять твои грехи — никогда! Мне не интересны твои грехи, Меня вообще они не волнуют больше — раз и навсегда забудь о них! Поверишь в Меня — будешь жить вечно, не поверишь — будешь мёртв вечно!» Вот и всё. Не в грехах дело — а верим ли мы во Христа, или не верим во Христа. Если не верим, то грехи наши остаются с нами, но дело — не в них, а в том, что мы не поверили в Жизнь, которая пришла, чтобы напитать нас: мы отвернулись от чаши воды в пустыне и умерли от жажды, сетуя на то, что здесь нет воды, — хотя мы просто оттолкнули руку, предлагающую нам эту воду. Не в Боге заключён ответ на все наши вопросы, а в том, приняли ли мы Христа, поверили или не поверили; нужен Он нам или не нужен. И, если человеку не нужен Христос, то он сам себе враг, потому что Жизнь, которая пришла, чтобы его напитать, вода, пришедшая утолить его жажду, хлеб, пришедший, чтобы его насытить, утешение, пришедшее, чтобы утешить его, — Жизнь пришла, чтобы он жил — всё это человек отверг. Бог бы рад был спасти каждого человека, и хочет спасти каждого человека — но не каждый человек сам этого хочет. Не каждому человеку нужен Бог, не каждый идёт с радостью ко Христу. А те, кто пришли и уверовали — те непоколебимо должны верить, что смерти для них нет, и когда спадёт бренная наша оболочка — умрём ли мы от рака или убьют нас на кресте, или отрежут голову, или отравят вирусом — мы войдём в смерть и в Жизнь, где ждёт нас любящий, бесконечно и неизъяснимо любящий нас Бог, Который встретит нас с радостью и раскинет Свои объятия, ибо долго Он нас ждёт. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Екатерина Троенко
Текстовая запись: Елена Плотникова.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/iw5kKeqcJtw
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/-G5XIwu_owDDfA