Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (3.07.2022)

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Проповедь иерея Константина Корепанова. Записана на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга 3 июля 2022 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В человеческой жизни есть закономерность, которую в повседневной жизни, в бытовом своем опыте человек знает, а к духовной жизни применить не может, у него не получается. Когда мы очень чего-то хотим получить, это обычно нам не даётся. Эта закономерность очень важна для духовной жизни человека. Мы, конечно, очень хотим быть сытыми и богатыми и красивыми, мы хотим получить все блага этого мира. Собственно, желание этих благ и привело нас однажды в Церковь. Мы вовсе не искали здесь Христа, – нет, мы просто хотели что-то получить очень для нас важное. Чаще всего это – здоровье, иногда – успех своих детей, иногда собственное тяжёлое финансовое и социальное положение, – но мы пришли сюда не за Христом. Мы пришли сюда потому, что у нас были проблемы, и мы захотели их как-то решить с помощью Божией. Эти проблемы чаще всего решаются, иногда – нет; но здесь, в Церкви, мы находим что-то ещё, мы узнаём, что здесь есть Бог. Мы за то время, пока молились, узнали, что ради Него надо что-то делать: кто-то прочитал умную книжку, кто-то даже заглянул в Евангелие, кто-то послушал бабушек, которые здесь ходят в изобилии и дают советы направо и налево, – но, так или иначе, человек узнал, что надо поститься, причащаться. Надо – потому что, если ты не будешь этого делать, Бог опять разгневается на тебя, обидится, что ты к Нему не приходишь, и снова отнимет то, что с таким трудом ты у Него выпросил. Это – интенция почти всех людей, приходящих и находящихся сегодня в Церкви. Поэтому все мы, в тот или иной момент своей жизни по-прежнему ищем у Бога эти самые блага. Вроде, у нас всё есть, – но, вообще-то, всегда чего-то не хватает. И зарплата, вроде, хорошая, – но если она будет больше, мы тоже не обидимся. Здоровье у всех хорошее, но, если оно будет в будущем хорошим и у моих правнуков, – тоже ведь никто не расстроится. Поэтому буду ходить, – а Бог — как-то вот… Буду просить, – и Бог даст нам здоровья, или благ любящим меня, или нужных мне. Поэтому, приходя сюда, мы остаёмся глухими и к храмовому действию, и к службе, которая поётся, и к языку, на котором это читается и поётся, и к священнодействию, и к тому, что говорит священник – потому что мы считаем, что священник вообще говорит не о том: он должен сказать, как сделать, какую молитву прочитать, какие поклоны в каком виде, ракурсе положить, на каком полу и перед какой иконой, – чтобы гарантированно у меня в жизни дальше всё было хорошо. Вот ты скажи мне на эту тему, открой мне военную тайну: в чём смысл, где ключ к бесконечному. счастью человека? Что мне делать, чтобы ушла тревога? Сейчас-то всё хорошо, но вдруг завтра будет плохо, – я от этого тревожусь, мне неспокойно, мне страшно, мне боязно жить дальше, – отними, Господи, эту тревогу! Выпиши мне гарантию, индульгенцию на всю оставшуюся жизнь! Скажи мне, Господи, (или, хотя бы, — бабушка), что у меня всегда всё в жизни будет хорошо, и я успокоюсь. Мне больше ничего не надо. Я буду делать то, что Ты мне скажешь, но, собственно говоря, мне большего ничего не надо.

Это не сейчас такое состояние появилось, такое состояние возникло в Церкви очень давно. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский свой главнай роман «Братья Карамазовы» написал, в том числе, и осуждая такое явление христианства, когда люди Церкви не ищут небесных благ. И это не во времена Фёдора Михайловича началось, это началось гораздо раньше. И Христос в сегодняшнем Евангелии говорит то же самое: — «Вы зачем пришли ко Мне? – говорит Он собравшимся иудеям. – Чтобы получить заботу, получить благо, – чтобы получить что-нибудь от Меня, – и вы пришли ко Мне; толпой ходите: пять тысяч человек – вы для чего пришли?»
Вот, например, Он насытил хлебом пять тысяч человек только мужчин, – и они дальше идут за Ним толпой. Он говорит: «Вы что ходите за Мной? Вы же ходите не потому, что именно Я вам нужен, а потому, что вы поняли, что можно всю жизнь есть хлеб даром, и при этом не работать – чего ещё надо?» Надо ходить за Христом, и у тебя всегда будет хлеб!

Он осуждает их за это, Он осуждает за то, что мы просим у Него блага. Да, надо блага просить, и наш путь в Церковь, как я уже сказал, начинается с того, что мы ищем здесь земные блага, — ищем у Бога, но ищем именно земные блага. А Он обращает к нам Своё слово и говорит: «Ну и что? Получите вы земные блага, ну, — доживёте вы здоровыми до ста лет, ну – будут у вас четыре пятикомнатных квартиры и два дома на островах в Эгейском море. Ну – будут все ваши правнуки здоровыми и все будут академиками и президентами, все будет замечательно, и вы будете благодарить Бога за то, что Он это вам дал. Но однажды вы умрёте, и всё это уйдёт: не будет детей, внуков, правнуков, домов, квартир, зарплат, одежды – ничего не будет. Будет только то, что Я могу тебе дать в вечности, – будет или не будет твоя любовь ко Мне, возлюбил ты Меня, – как сказано в сегодняшнем апостольском чтении апостола Павла, – излилась в сердце твоё любовь в Духе Святом, — или нет? Любишь ты Бога и людей? Является ли для тебя любовь содержанием твоей жизни? Тогда для тебя открываются сокровища в вечности. А если нет – твои дома и квартиры останутся другим людям, ты не сможешь им порадоваться, ты пойдёшь туда, где тьма и скрежет зубов, потому что ты не возлюбил всем сердцем Господа Бога твоего. Ты любил квартиры и дома, детей и правнуков, котов и собак, кроликов и белочек, сосны и леса – ты возлюбил то, в чём нет жизни. Теперь ты этого лишился, и ты в страдании, потому что очень хочешь понюхать сирень, но не можешь, ты хочешь погладить кошку, но не можешь, ты хочешь обнять своего сына, но не можешь. Вокруг тебя тьма; всё, что дорого тебе, осталось там, на земле – и ты страдаешь, и это – только начало вечных, нескончаемых мук. Всё это – потому, что ты прошёл мимо жизни, ты не взял жизнь.

Бог говорит нам: «Это всё – ошибочно. Начните искать Меня: Я есть Жизнь! Найдите Меня, и вы не будете никогда жаждать и алкать! Найдите Меня, повернитесь ко Мне, обнимите Меня, возлюбите Меня, и жизнь ваша никогда не кончится, – ни в этой жизни, ни в будущей вы никогда не будете плакать и страдать, потому что вы наполнитесь жизнью: Я есть Жизнь, – а не ваша жена или ваш муж, не ваша мама, не ваш отец, не ваш ребёнок или внук – тем более, не ваша квартира, не ваш куст сирени, не ваша морковка и картошка! Я есть Жизнь! Повернитесь ко Мне, возлюбите Меня, – и всё остальное у вас будет!

Ибо Бог знает, что мы любим. У нас есть тело и семья, дом, квартплата, работодатель, налоги, поборы в школе, одежда для детей, оплата секций – и прочее, и прочее… есть нужды наши, но Бог всё это знает; Он не был человеком, а – стал Человеком навсегда, и Он знает каждую человеческую нужду. Но Он говорит: «Я дам тебе всё это, но возложи попечение об этом на Меня, Я об этом позабочусь лучше, чем ты; а ты ищи Меня.» В этом смысл христианской жизни: найди Христа, и всё остальное, что тебе необходимо, будет тебе, но не оглядывайся на то, что у тебя есть. Ищи Бога, ищи Христа, и это одно — стяжание Царства Небесного – должно быть целью твоей жизни.
Один человек рассказал мне историю. У него было долгов на полтора миллиона рублей, – в своё время, когда предпринимателем был, он нарушал клятву. Он понимал, что никогда не сможет это заплатить, – но он услышал эти слова: что нужно искать Христа. Он стал думать о Христе, о том, как исполнить Его Слово, как быть ему верным, как исполнить Его заповеди: Бог велел прощать – буду прощать! Бог велел терпеть – буду терпеть! Бог велел любить – хоть и не знаю, как это делается, — но буду любить, как могу! Прошло пять лет, и приходит извещение, что каким-то чудесным образом долг его списали. Нет у него больше долгов никаких – Бог позаботился об этом; сам он ничего для этого не сделал, он только искал Царства Божьего, как мог, – а Бог дал остальное.

Ищи Царства Божьего – и Бог тебе даст лучшую жену из жён человеческих. Ищи Царства Божьего – и у тебя будет такой муж, что ты не могла и помыслить. Ищи Царства Божьего – и у тебя будут дети, которые пойдут по твоим стопам. Ищи Царства Божьего – и дом наполнится добром так, что будет из него переливаться изобилие на всех окружающих людей. Но только ищите Царства Божьего.

Человек уверовал, загорелся: «Всё, Господи! Хочу, чтоб
дом мой был полной чашей! Хочу хорошего мужа! Хочу хорошую жену! Хочу! Хочу! Хочу! Давай, буду искать Царства Божьего!» Нет, не получится! Ты забудь обо всём этом! Просто единственной твоей целью должно быть стяжание Царства Божьего, а это значит – исполнение Его воли всегда и во всём. Неважно, будет за это что-то, или не будет. Это условие: ты должен искать только Христа не потому что что-то, – а потому, что Он – Единственный; Он – Жизнь, Его надо любить всем сердцем – только Его. И вот, когда человек всем сердцем прилепляется к Богу, и исполнение Его воли становится единственным основанием его жизни, начинает он замечать краешком своего глаза, краешком сердца, краешком ума, что что-то появляется, что какие-то вещи происходят в его социальной, душевной, физической трудовой жизни, но он не должен обращать на это внимания, он не должен, как маленький ребёнок, приходить и дёргать морковку: выросла она, или нет. Не вырастет она; ты не должен обращать сердце к вещам мира сего. Ты должен по-прежнему, — паки и паки, более и более – посвятить сердце своё тому, чтобы исполнить волю Божию на этой земле, потому что это и есть жизнь. Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Елена Плотникова (запись будет добавлена по мере готовности).

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/usl7r8FRhgw
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/-Q71nge3P6caaw

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку