Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице (30.06.2022).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении слова Господа нашего Иисуса Христа, обращённые к Его ученикам, где Он несколько раз повторяет: «Не бойтесь! Не бойтесь, что вас не слушают, не бойтесь, если вам не верят, не бойтесь, если вас ругают, не бойтесь, когда вас обвиняют в гордыне или в том, что вы одержимы. Не бойтесь, потому что всё это было со Мной.» – говорит Христос. Если таков Учитель, – то же самое будет и с учениками. Завершая эти слова, Он говорит как бы притчу. На рынке любого восточного города продаются маленькие птички – так просто, забавы ради. Поймал мальчишка птичку в клетку, чтобы заработать себе на пропитание, и продаёт её. Она проживёт, может, и недолго, – но вот, такой маленький, незатейливый бизнес. И Христос говорит, что ни одна из этих птичек не попала в силки просто так, случайно. Ничего случайного в жизни нет. Поэтому Он говорит: «Не бойтесь: у вас и волосы все на голове сочтены, и ничто с вами не случится, не может ничто случиться, но всё предусмотрено Богом. Если о птичках, попадающих в клетку, в силки, заботится Бог, – то насколько больше Он заботится о людях, которых Он сотворил, и за которых Он умер! Но в том-то и беда наша, что мы совершенно в это не верим! У нас нет даже каких-то самых начальных основ веры, которая была у любого язычника пару-другую тысяч лет назад. Любой язычник знал, что, если с ним что-то произошло, то это – не случайно; что есть некая закономерность, и что он просто должен принять то, что с ним произошло, потому что это послал злой или добрый бог, – или рок, или судьба, – но изначальная установка любого человека была в том, чтобы принять то, что с ним произошло. А у нас нет даже этой изначальной установки. Мы никогда не примем то, что с нами происходит, если это не соответствует нашим планам. Причём даже до смешного, до нелепого , до гротеска доходит: человека повышают по службе или в два раза увеличивают ему зарплату, – но он недоволен, потому что у него были планы перейти на другую работу, и он теперь не знает, переходить или не переходить. Или были планы переехать в другой город – а теперь он возмущается, не зная, что ему делать и как выпутаться из этой ситуации. Мы построили себе в планах жизнь, построили планы на завтрашний день, на следующий год нашей жизни, – на всю жизнь наперёд, и поэтому всё время пребываем в состоянии возмущения, – такого тлеющего ропота: что всё происходит не так, как мы задумали, не так, как мы запланировали, и поэтому ничего в жизни у нас полезного и спасительного для души не происходит: потому что само созидание души начинается тогда, когда человек принимает, что всё, что происходит в этом мире, Богом взвешено, рассчитано, попущено или повелено.
Конечно, к тому, что с нами происходит, любому фрагменту нашей жизни можно отнестись двумя способами: либо это – следствие наших грехов, и мы сами так запутали свою жизнь, что она дошла до такого страшного, падшего состояния, – либо всё, что с нами происходит, имеет некую цель и ведёт нас к какому-то благу. Обычно так можно рассуждать о любом фрагменте нашей жизни, но, в сущности, это не имеет значения, – просто не имеет, потому что какая разница – за грехи ли это, или для какой-то спасительной пользы, – всё равно же это сделано по воле Божией, всё равно Бог же допустил этому случиться – либо для нашего вразумления, либо для нашего исцеления, либо для нашего покаяния, либо для нашего очищения, либо для нашего наставления, либо для того, чтобы даровать нам благодатные дары, – но, так или иначе, вся злая воля мира – как бы зла она ни была, и как бы она ни ненавидела человека, вступает в действие только потому, что этому Бог позволил случиться. Как говорил апостол Павел: «Тайна беззакония уже в действии». Она всегда в действии, и сатана приполз в рай не без промысла Божия. И не без промысла Божия он оказался один на один с Евой, а та – с Адамом. Всё это было с ведома Бога, и если Он позволил этому случиться – значит, так это должно было быть, – ибо как бы ещё Адам узнал, что он подобен бесам, что он не любит своего Творца и Бога?
И всё, что после этого случается, сатана обращает нам на погибель, а Бог обращает нам на спасение, в назидание, в наставление, вразумление, очищение, на созидание нашей души – даже всю от века злобу мира. Даже последние события этого мира, даже когда придёт антихрист – и это будет промыслом, потому что это многих и многих, совершенно погрязших в неверии, в страстях, человекоугодии и трусости – очень многих спасёт. В тот день будет достаточно просто сказать: «Господи, спаси!» – и человек будет выше самых великих и верных подвижников.
Бог всё обращает человеку ко благу. Только один человек верит и поэтому получает благо, а другой – не верит, и поэтому не получает ничего. Как говорит апостол Павел: «Любящим Бога всё споспешествует ко благу», – а не любящим Его ничто ко благу не приводит. Им хоть золото дай, хоть в тюрьму посади – они всё равно будут разрушать свою жизнь, что так – что этак. Потому что, на самом деле, созидают человека не обстоятельства жизни, а вера в то, что Бог так возлюбил мир, что пришёл сюда нас спасти. Если мы веруем в это, если мы веруем в то, что это — именно Бог, Тот, Кто может всё, Кто выше всех, Кто может наложить узы на самого всесильного злодея, и запретить самому наглому существу что-либо делать, – и, если всё-таки это происходит, значит, для чего-то это нужно нам: либо это нас очищает, либо сплетает нам венцы.
Вся проблема нашей современности, двадцатого и двадцать первого века, состоит в том, что люди потеряли эти фундаментальные основы жизни с Богом, доверие к Нему, доверие к тому, что ни один волос с нашей головы не упадёт просто так. Если я в бессилии – то значит, что так надо этому случиться. Если я заболел – надо этому случиться. Я иду к врачам, но исцелят ли они меня, или не исцелят, зависит от Бога. Я прошу Бога о том, чтобы Он послал мудрость рукам врача, чтобы они вылечили меня, при этом понимая, что если этого не произойдёт, – то не потому, что врач ничего не понимает, а потому, что так хочет Бог. Это и есть доверие, это и есть упование, есть исповедание Бога Господом своей жизни. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»