6 февраля 2022 года. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю 33-ю по Пятидесятнице (6 февраля 2022 года).
На богослужении читалась евангельская история о Закхее (Лyка, 19:1–10).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Со следующей недели святая Церковь начинает подготовку к Великому посту, начинается Постная Триодь, и Церковь начинает нас настраивать и подготавливать к поприщу в горниле Великого поста. И вот, всегда за неделю до начала чтения Постной Триоди, за неделю до недели о мытаре и фарисее, из Евангелия читается история о Закхее. Сколько бы раз мы ни читали, сколько бы мы ни слышали этот Евангельский отрывок, он не перестаёт нас удивлять, и всегда, сколько бы человек не обращался к нему, он встречается с удивительными и всегда новыми свидетельствами о том, что происходит с человеком, когда к нему приходит Бог. Конечно, самое удивительное, самое важное и самое значимое для каждого из нас — это те слова, которыми оканчивается этот Евангельский сюжет, исцеление и спасение грешника Закхея. И Христос говорит: «Сын Человеческий пришёл спасти и взыскать погибших». Как каждого человека, приходящего в Церковь, эти слова и подобные им, о том, что Христос пришёл не праведников, но грешников спасти, — как мы говорим всякий раз, причащаясь Святых Христовых Тайн, — они для каждого человека являются утешением, дают надежду, вселяют упование и дерзновение, призывают к Богу: «Если Ты пришёл взыскать погибшее, то у меня есть надежда». Если мы содрогаемся и приходим в отчаяние от своих грехов, сознавая их великое множество, это, парадоксальным образом, вселяет в нас дерзновение: значит, это ко мне пришёл Христос! Какой смысл приходить к праведникам — они и так праведники, а Он пришел, чтобы спасти именно погибших, — а, значит, у меня появляется надежда. Когда мы слышим в притче о званых на праздник, что Хозяин посылает Своих слуг, чтобы они позвали всех: и хромых, и увечных, и злых, и добрых, наше сердце переполняется надеждой: значит, можно идти к Нему, если я сегодня согрешил, и согрешил страшно, у меня есть надежда на то, чтобы спастись, ибо Он пришёл спасти погибших. «Спаси меня, Господи, ибо я погибаю!» Если человек сознаёт, что он погибает, сознаёт, что он — грешник, то ко Христу ему и нужно идти! Люди часто сетуют: «Вот, я грешник, Богу я не нужен». Вот как раз ты Ему и нужен! Именно к тебе, грешнику, Он и пришёл, именно ко Христу и нужно тебе идти, чтобы Он воскресил, исцелил, оживотворил, спас. И, в этом смысле, эта притча, как и все последующие притчи, и предваряющая неделю Великого поста, и притчи Великого поста, и слова Великого поста, и песнопения Великого поста, и Канон покаянный Великого поста — все они вселяют в грешного человека надежду: я могу быть помилован, прощён и спасён. Ибо это и есть цель Христа, Который пришёл именно грешников спасти.
Но, вот, мы смотрим: кто такой Закхей? Мы видим, что он, как сказано, был человеком, начальствующим над мытарями, человеком богатым. То есть, кроме того, что он был грешником, ибо сбор налогов и в лучшие-то эпохи связан с грехом, — а в ту эпоху, да ещё и в стране, оккупированной римскими войсками, и подавно было так, — ибо человек, собирающий налоги, всегда связан и с насилием, и с грубостью, жестокостью, немилосердием, — да и сам он богатство себе сколотил именно тем, что был немилосерден, ибо жил он на то, что брал у других, брал силой, и жестоко. И поэтому все по-настоящему гнушались мытарями, не столько как людьми жестокими и немилосердными, но необходимыми, сколько как людьми, служащими оккупационному режиму, теми, кто собирает налоги не для своего народа; они, как полицаи в Великую Отечественную войну, не пользовались любовью и поддержкой народа. В сущности, кроме того, что он сам — подлец и негодяй, и жадина, и вор, — он ещё и предатель. И, тем не менее, он, этот плюгавенький человечишка, который, слыша, что в город пришёл Христос, бежит и ищет, как бы Его увидеть. Строго говоря, он может пригласить Его к себе в дом; он может придти к Нему и задать Ему вопрос — чего ему бояться? Он — в своём городе, на своей территории, и достаточно властен и богат, чтобы Христу задать любой вопрос, поставить Его перед любой самой сложной проблемой, — но он хочет хотя бы увидеть Его, он сознаёт своё недостоинство стоять перед Христом, видеть Христа вот так — глаза в глаза, — но так хочется поглядеть на удивительного проповедника, — и он унижая свой статус и достоинство, влезает на дерево, поскольку из-за своего маленького роста он не мог увидеть Христа, а встать перед Ним лицом к лицу боится.
Вот это — самое начало покаяния. А ведь он мог сидеть дома, сказав себе: «Ну и подумаешь — Христос! Мало ли их ходило, этих проповедников! Что Он мне скажет? Да и, в конце концов, разве я не знаю, что я — грешник? Знаю! Ну, обличит Он меня; ну, скажет о моих грехах — эка невидаль! Чего я не видал? Совесть-то у меня давно сожжёная!»
Но нет! Он не только ищет Христа, он смиряется, идёт на невозможное для того, чтобы Его увидеть. Вот это чувство, это удивление, эта детская непосредственность: прибежать и заглянуть — является дверью, открывающей Закхею путь ко спасению. Кажется — обычная реакция, — нет! Миллионы людей в подобной ситуации и делали, и делают, и будут делать так: «Что мы не видели, что мы не слышали в Евангелии? Кто такой Христос? Да, Он — отличный проповедник, пришёл учить о добрых делах, нравственности и любви — всё это мы слышали, всё это старо — как жили, так и будем жить, не собираясь исправляться. Ведь фарисеи именно так и говорили: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?» И если ходили они за Христом, то только для того, чтобы вознегодовать, осудить и распять Его. И сейчас сытые христианские люди порой сидят, и сердце их не колеблется, когда они слышат слово о Христе: «Ха, — мы уже слышали! И такого проповедника слышали, и это я уже читал! И даже уже и по-гречески и по-еврейски знаю, как это звучит! И молитву «Отче наш» я слышал даже по-арамейски, — да, звучит красиво!» — Послушал — и пошёл дальше.
У нас не просыпается сердце, как у того грешника, который побежал и залез на дерево, чтобы поглядеть на Христа. Мы привыкли кичиться и превозноситься, а не лазить по деревьям, не заглядывать в окна храмов, не пытаться узнать, поглядеть хотя бы из любопытства: а что такое тут происходит в церкви? Мы приходим уверенно, открываем дверь смело, а не прокрадываемся, — не сознавая, имею ли я право, а могу ли я здесь быть? А можно ли мне?.. У нас нет такого. Мы уверенно встаём перед Лицом Бога и — как в годы революции — лузгая семечки, готовы слушать любую проповедь, которая нас не трогает и не волнует. Мы проходим мимо той возможности, которая бы открыла нам милосердие Христа. Надо сознавать, что место это святое, а я — человек грешный, и по этому святому месту ходит, и в этом святом месте живёт Некто Единственный, Кто может мне простить всё, что я сделаю; Некто, Кто может меня исцелить, Некто, Кто может мне вернуть мой потерянный человеческий облик, вернуть мне достоинство сына Божьего. И человек должен приходить сюда именно так: крадучись — сознавая, что он как бы и не должен здесь быть: кто я такой, так много нагрешивший?.. Но Ты, Господи, говоришь такие удивительные слова о помиловании грешников, — Господи! Я — тот грешник, я — тот Закхей, дай мне напитаться Твоей жизнью и дай мне Твоё спасение!
Ну, и последнее, что не перестаёт нас удивлять, — это поведение Христа на трапезе, которую у себя в доме устраивает Закхей Ведь это же совсем на нас не похоже. Нет, мы тоже можем прийти ко грешнику в дом, но есть мы там не будем и пить мы там не будем, тем более, если пост. Мы всем видом покажем ему, что мы его судим, что он – ничтожество, что он – жалкое существо. И мы пришли сюда, оказывая ему великую честь и благодеяние. А в конце ещё и слово скажем: «Ну, что, грешник окаянный, долго так жить будешь? Когда, наконец, в церковь придешь? Сколько раз тебе говорить уже, что твоя жизнь бессмысленна, пока ты в церковь не придешь? А уходя, плюнуть мысленно ему на порог: ноги бы моей здесь не было. Ведь, по сердцу-то, мы так ходим. И не то, что к Закхею — к обыкновенным людям нашим — детям, внукам, мужьям, женам, родителям – ведь мы приходим, и с порога начинаем: ну что, когда пойдешь в храм? Когда ты, наконец, покаешься? Когда за ум возьмешься? Сколько тебе можно талдычить?
Но, ведь, Христос ни слова не сказал. Он пришел — и просто ест и пьет. Это – совесть Закхея сыграла от Его присутствия. Он-то знает Кто перед ним. Он-то знает, что это – совершенный безгрешный Человек и Он им не возгнушался, и к нему, грешнику, пришел. Им народ-то гнушается. Фарисеи к нему не заходят. А Этот, неизмеримо лучший и народа, и фарисеев — не возгнушался и пришел. И вот это пробуждение совести, эта безукорная Любовь, это щедрое Сердце, вкушающее с ним за одним столом и привело его к покаянию. И сколько нам святые отцы говорят: не укоряй, не злословь, не пили ты человека, не надо его есть поедом – просто живи с ним, люби его, обнимай его, заботься о нем, смотри ему в глаза и говори ему добро: «Я люблю тебя, сын мой, я люблю тебя, дочь моя. Я так радовался, когда ты родился, я был счастлив, когда услышал первый твой крик. Я бесконечно рад и горд, что у меня такой сын, что у меня такие родители, что у меня такой муж или такая жена,» – вот, что нужно говорить, вот что нужно чувствовать. И тогда ко Христу придут люди – много, много, много людей – потому что они почувствуют искреннюю любовь в наших словах. А мы только и умеем, что укорять, обвинять и злословить. И нет у нас самих ни любви, ни щедрости, ни милости. И мы погибнем так же, как и те, которых мы судим. Ибо тот, кто судит, таким же судом и будет судим. Но Христос-то пришел призвать нас к покаянию, чтобы обратилось сердце наше и научилось любить. Ибо любовь и есть жизнь. Аминь.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/lewk5eM0bCs
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/NgFC-hxnu8EXTw
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»