Вернуться к списку

Слово иерея Константина Корепанова за повечерием, канон Андрея Критского (09.03.2022)

Открыть видео
Открыть аудио
ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН
Слово священника Константина Корепанова на Великом повечерии в среду 9 марта 2022 года в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В третий день первой седмицы Великого поста мы в третий раз читаем Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. И часто в этих словах, словах этого канона, — и вообще, в покаянных молитвословиях Великого поста мы слышим выражение, отражающее, предваряющее благодать и любовь Господа нашего Иисуса Христа. Вот, например, такое выражение: Иду к Тебе, Господи, смердящий, но предвари благодатью Твоей и, встретив, обними меня, предвари Своею благодатью. Мы встречаем это и в молитвах, которые читаем ежедневно, но во дни покаяния это производит особое впечатление. Вот, представьте себе, мы идем куда-то — в место, в которое мы очень ходим попасть, — в дом своего Отца. Мы приходим, сознавая, что мы — никчемные, что мы — согрешившие, что мы — оборванные, что мы — изгаженные, грязные, пыльные. Нам стыдно. Мы виноваты перед Ним. Вот, мы подходим и стучим в дверь: «Открой, открой, Отче, открой. Это я, сын Твой пришел к Тебе. Открой мне». А двери молчат. Нам некуда больше идти. Нас измождил голод, мы устали от грязи, от жажды, просто без человеческой помощи и поддержки. Ведь мы пришли к Нему одни. И мы снова стучим и скребемся, но двери не открываются. И наш пыл, наша надежда угасают с этим молчанием. Мы не можем набраться наглости, чтобы стучать в эти двери. Наш стук затихает. Мы скребемся и долго-долго плачем, как ласточка. Зовем о помощи в надежде, что Он откроет. Но с каждой минутой понимаем — все тщетно. Если сразу не открыл, — так уж и не откроет. Если сразу не открыл, услышав, как я стучу и осознал, что это сын его вернулся — теперь уж не откроет. Он просто не слышит, Он закрыл Свое сердце, — мы лежим у этих ворот и просто стонем, умирая от жажды, от голода, от одиночества, понимая, что наступил наш последний момент.

Вот так, примерно, рисует себе покаяние каждый человек, который всерьез задумался над тем, куда он идет и кто он такой. И поэтому так важно в этом состоянии — в осознании себя грешником — очень важно осознать, почувствовать даже силу и радость этих слов: чтобы Он «предварил» меня, чтобы Он в дверях меня встретил, чтобы Он, увидев, что идет к Нему сын, вышел навстречу, чтобы Он вышел из двери, чтобы мне не надо было стучать, чтобы, увидев идущего Его ко мне навстречу, я понял, что надежда есть, — и, ускорив шаг, побежал к Нему. Побежал, упав в ноги к Нему сказал бы Ему: «Прости». Насколько бы легче мне было идти к Нему, если бы я видел, что Он идет — хотя бы идет — если уж не бежит, то хотя бы идет ко мне навстречу,- как бы радостно надеждой забилось мое сердце! Конечно, я виноват, но я вижу, теперь я вижу: Он меня не забыл, я Ему дорог, Он меня ждал. И сердце мое окрыляется надеждой. А вместе с надеждой острое, еще гораздо более острое чувство стыда: как же я мог Его обидеть? Как я мог от Него уйти? Вот же Он, идущий ко мне навстречу. Вот Он, который ждал меня, хотя я предал, бросил, оскорбил Его, сказал: «Ты мне не нужен!» — и ушел, куда хотел. Но Он не помнит зла, не злится, не сердится; Он ждал. Как я мог быть так слеп? Как я мог быть так глуп, что ушёл от Того, Кто составляет счастье моей жизни, — радость, дыхание, жизнь мою? И покаяние становится гораздо более глубоким; это уже не стыд: любовь; любовь к Богу, любовь к Отцу вдруг проникает в самую глубину моего сердца, — и я уже не просто прошу прощения, я падаю Ему в ноги, сокрушённый, потому что понял, как мало я Его люблю, как я предал Его, — весь ужас моего греха встал передо мной! Но мне не страшно, потому что вместе с этим я познал, как сильно, как необыкновенно любит меня мой Бог, мой Отец. И вот это ощущение, это переживание, этот опыт отразили святые отцы в словах своих молитвословий словом «предвари» «Предвари меня Своей благодатью! Предвари, потому что мне ни за что Тебя не достучаться У меня недостанет сил, у меня не хватит ничего, чтобы добиться Твоей любви».

Вы задумайтесь, люди: у нас нет шансов добиться Его любви; если Он нас не любит, у нас нет никаких шансов заслужить эту любовь: кто мы такие? Что мы наделали в своей жизни? Что мы говорили людям? Что мы говорили Ему? Что делали мы днём, ночью, — что делаем сейчас даже, когда идёт время покаяния и поста? Нет у нас ни малейших шансов заслужить Его любовь. Поэтому мы знаем опытно, находясь здесь, что само наше нахождение здесь объясняется этой самой «предваряющей» Божией благодатью и милостью. Мы ещё только начинаем к Нему путь, ощущая надежду в нашем сердце, надежду, согревающую нас тем, что Он-то точно нас любит. И, чем ближе мы подходим к Нему, тем полнее и острее переживаем: ведь, действительно, любит! И мы ужасаемся этому: неужели можно меня любить? Неужели можно всерьёз меня так любить, чтобы за меня умереть? Чтобы мне даровать прощение, когда я даже не знаю, о чём попросить и на что надеяться? И, чем ближе к Нему, тем полнее это чувство: как сильно, как необыкновенно, сокрушительно любит нас Бог, — и плач достигает глубины сердца, очищает и омывает слезами умиления и покаяния нашу измученную от одиночества душу. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/kPSdbYgYoL8
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/UmAsYfaQz6Napw

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий