Вернуться к списку

Проповедь. О Таинстве Крещения.

Открыть видео
Открыть аудио
20 января 2022 года. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Церковь празднует дни Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Как всегда, в церковном календаре праздник этот продолжается семь дней, и семь дней мы вспоминаем это событие: как Христос пришёл и крестился. Конечно, мы не понимаем самой сути и глубины этого события. Для нас слово «крещение» означает некое семейное событие, когда крестится кто-то из наших близких и мы радуемся, хотя, по сути дела, не понимаем, чему радуемся, — разве что тому, что теперь вместе будем Пасху праздновать и в церкви можем вместе постоять. Но, по большому счёту, глубины переживания события собственного крещения у нас нет: если бы было, мы были бы совсем другими.

И вот, Церковь предлагает нам пережить не наше собственное крещение, а каждый год мы переживаем Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый раз мы слышим, как выходит на реку Иордан некий чудный и страшный человек, которого зовут Иоанн. Он неизвестен людям, он вышел из пустыни, в которой тогда люди не жили. Он был почти голым, страшным, без семьи, без еды, без одежды — совсем непонятный человек, но люди тогда так истосковались по праведнику, что устремились к нему потоком: наконец-то появился не такой человек, как мы. Это сейчас мы, сошедшие с ума, всем хотим доказать, что мы — такие же, как все: что мы умеем играть в футбол, хоккей, смотрим телевизор, слушаем музыку, читаем книги, можем петь и танцевать, — не бойтесь, мы — такие же, как все. А наступает эпоха, когда людям нужен человек не такой, как все, другой, иной. И вот в то тяжкое время явился Иоанн, и люди устремились к нему: он — не такой, он не ест, он не пьёт, он не спит, он не носит одежды, он не живёт в домах; он знает Бога. Именно инаковость, непохожесть на других отличает человека Божьего. Люди шли к нему, надеясь, что он — не просто необыкновенный человек, а, может, даже — Мессия, — шептались между собой иудеи, — но Иоанн им в ответ сказал: «Нет, я — ничто; но вот идёт ко мне Тот, чью обувь я недостоин развязать, ибо ноги Его святые, как и руки, и тело. Вот, Он идёт. Что такое я? Я просто крещу вас водой, то есть погружаю вас в обычную воду для того, чтобы отмыть ваши обычные грехи, а вот Он придёт и погрузит вас в Дух Святой. Он крестит вас Духом Святым — значит, погрузит вас в Духа Святого».

Конечно, слушающие его иудеи ничего не понимали. Что такое Дух Святой? И как это — погрузит? Но они приходили, потому что он очищал их от их грехов.

И вот однажды, с толпой прочих иудеев пришёл Иисус, и Иоанн Его сразу узнал и, показывая на Него, сказал: «Вот Агнец, берущий на Себя грехи мира; Он будет вас крестить Духом Святым.» И начинается трудное недолгое служение Иисуса Христа людям в этом мире, в этой Своей жизни. Ибо служить, конечно, Он продолжает и сейчас, но в Своём, собственно, человеческом Теле, до распятия, Он служил недолго — три с половиной года.
И вот эти странные слова обращены к каждому из нас. Мы крестимся не водой, и человек, который приходит на крещение своего ребёнка, племянника, внука, — еще какого-нибудь маленького человечка, умиляется, когда его погружают в воду, — знал бы он, куда его погружают! Ведь не вода же это, а гроб! Кто же по собственной воле засунет ребёнка в гроб? Но мы же это делаем! Если бы мы сознавали, что мы делаем! Мы хотим, чтобы ребёнок сочетался со смертью Иисуса Христа? Нет, мы давно воспринимаем крещение как просто купание в воде, и больше ничего; радуемся, умиляемся, фотографируем.

Но ключевым моментом является не собственно погружение в купель, а то, что совершается после. Когда священник совсем не так шумно и эффектно помазывает человека святым миром, через это помазание он погружает его в Бога. Отныне, человек и Бог – одно целое. Вот именно так: как погруженный в Бога человек. Есть такая легенда которая фиксирует древнейшее предание человечеству, оно в разных мифах звучит по-разному, но суть одна и та же, — некая женщина, желая, чтоб её прекрасный ребёнок был неуязвим, погружает его в священные воды священной реки. И через это погружение ребёнок – будь то Ахиллес или Зигфрид – обретает неуязвимость. Но вот досада – одного за пятку держат, а к другому лист приклеился – и всё-таки он становится уязвимым. Вот это – искаженное предание о том, что ждет человека, когда придёт Бог. Это – чаяние человека: вот бы погрузиться в такие воды, чтобы стать неуязвимым. И мы погружаемся в эти воды. И это — воды Святаго Духа. Это Он омывает нас и делает неуязвимыми не для болезни, не для удара ножа, не для выстрела врага. Он делает нас неуязвимыми для греха, для ненависти сатаны, для козней бесов. Он делает нас неуязвимыми — лишь бы только мы осознавали, во что мы погрузились, какая сила нам дана, что мы теперь – люди с Богом, одно с Ним целое. Он омывает нас, очищает не только от грехов, Он очищает саму глубину, самые недра духа нашего, в которую мало из людей кто заглядывал — туда, в ту глубину, где растут корни греха.

Люди приходят на исповедь и сетуют: «Батюшка, я снова согрешил, снова теми же грехами.» Человек Божий, возрадуйся, что ты согрешил, ибо пока ты грешишь, ты нуждаешься в Спасителе. Чем ты станешь, когда перестанешь грешить: гордецом, бесом, сатаной, надмеваясь над всеми людьми, что ты безгрешен, хвастаясь собой, любуясь собой, что наконец-то, ты – безгрешен? Кому ты тогда нужен? Ведь Бог пришёл спасти грешников. Разве тебе нужен тогда Бог? Ты придёшь красоваться перед Ним и говорить: «Смотри, Господи, какой хороший я стал.» И Бог закроет от тебя лицо Своё. Благодари Господа, что грехи твои невеликие. Что, ты хочешь согрешить иначе? Хочешь совершить смертный грех? Хочешь впасть в грехи, которые ты не ведаешь? Чего ж ты ропщешь? Ведь Бог и пришёл искоренить в нас не просто грешки наши – в них нет никакого смысла, они ничего почти что не значат, кроме самых страшных грехов. Но горе нам в том, что у нас в сердце растёт гордыня, несусветная, вполне себе бесовская гордыня: я не такой, как все, я не такой, я лучше, Господи. Люби меня за то, что я – хороший. Я достоин Твоей любви, Господи. Люби меня. Только попробуй меня не любить! Я Тебе покажу. Я отвернусь от Тебя. Это всё – гордыня. Она там, в самой глубине, в недрах нашего сердца. Если заглянет туда человек однажды, он умрёт от отчаяния, ибо там, в сердце, всё это живёт. Так вот Дух Святой омывает нас, чтобы очистить самую эту глубину, искоренить в нас самую гордыню, самые недра и корни противления Богу. Ибо пока мы не станем, как дети, мы не можем войти в Царство Божие. Царство Божие чуждо всякой гордыне. И только Бог, Дух Святой может её уничтожить.

И поэтому не будем пугаться и ужасаться от того, что делаем наши невеликие грехи, будем приходить вновь и вновь, каждый день и каждую неделю будем говорить: «Да, Господи, я грешный, я ненавижу себя, и я нуждаюсь в Тебе. И я знаю, почему я – грешный. Потому что, если я не буду грешный, я же тогда уйду от Тебя довольный собой. Помоги мне остаться с Тобой. Помоги мне всегда любить Тебя. Помоги мне видеть свой грех, потому что, пока его я вижу, я прошу Тебя, я нуждаюсь в Тебе, я зову Тебя, я плачу перед Тобой, потому что Ты мне нужен. Потому что только Ты можешь меня любить такого, только Ты можешь меня спасти такого, только Твои глаза не гнушаются смотреть на меня, только Твои руки не устают простираться ко мне, только Твоя окровавленная грудь всегда готова принять мои слёзы, мою боль и покаяние. Куда мне идти от Тебя, Господи? Куда я пойду? Кому я нужен вообще, кроме Тебя? Кто ещё умрёт за меня? Кто ещё жизнь свою положит за меня? Муку перенесёт для того, чтобы простирать ко мне свои руки?»

Вот этому учит Бог. Вот этому учит благодать Святаго Духа. И каждый из нас, крестившись в этом безмерном океане Божественной любви, потому и стоит здесь, потому и молится, потому и плачет, потому и ищет Бога, что уже туда, в недра его сердца проник Бог, Он животворит, утешает, вдохновляет, очищает, щедрит, милует и учит нас тому, чтобы стоять перед лицом Бога, как маленький ребёнок, взирающий всем своим сердцем на Отца, который может его защитить. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/quL9FbjcBJg
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/GXX1gZzW8we70Q

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергий Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий