Вернуться к списку

Проповедь о.Константина Корепанова. Притча о сеятеле (23.07.2021)


Видеозапись сделана 23 июля во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
На Богослужении читалась евангельская притча о сеятеле [Мф 13:3–9] и апостольское послание о том, что есть плод духовный, и призыв «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» [Гал 5:22-6:2].
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в евангельском чтении притчу Господа нашего Иисуса Христа о сеятеле, — об обычной, знакомой в прежние времена ситуации, когда человек приходит на вспаханное поле и сеет пшеницу или рожь, бросая полной горстью зерно в землю, и оно падает, естественно, туда, куда придется. И сердце человеческое, таким образом, — как земля, его способность принимать слово Божье зависит так же, как сила пшеницы зависит от качества земли, в которую оно падает. Сердце человеческое представляется землёй, в которую Бог влагает, — бросает — Своё слово. Один человек проходит мимо, у другого сердце настолько окаменело, что оно не отзывается на слово Божие. У третьего хотя бы почва есть благоприятная, но попечения мирские, житейские заглушают ростки слова Божьего так, что мирские дела, цели и задачи становятся важнее тех задач, тех целей, которые ставит перед нами слово Божие. На самом деле, цель человеческой жизни — это обожение. Спасение — это всецелое соединение человека с Богом, и зависит оно от обоих участников этого процесса: и от Бога, и от человека. С одной стороны, семя, всеиваемое, бросаемое в наше сердце, есть сам Бог, — а наше сердце само ничего, кроме сорняков, не произрастит. На земле, которая не вспахана, и в которую не брошено семя человеком, ничего, кроме обычного разнотравья, не вырастет; хлеб вырастает только тогда, когда в землю его положила рука человека. Так же и с сердцем человеческим: само по себе, естественным образом, оно ничего не даст, пока Бог не бросит в него семя Жизни, пока Он Сам не придёт и не станет в нашем сердце Семенем Жизни.
Но приятие этого Семени зависит всецело от качества нашего сердца. Если оно грубое, жёсткое, злое, гордое, то даже Семя Жизни не сможет в нём прорасти. Таким образом, действуют оба этих соучастника процесса принесения плода жизни в человеческом сердце. Обожение — это обоюдное стремление: человека к Богу, и Бога к человеку. И, пока человек не поймёт, что единственная возможность принести плод Жизни — это возлюбить Господа Бога всем своим сердцем, — совершенно всем; и всем своим умом, и всей крепостью своей, всем своим помышлением, — он не сможет принести плода Жизни, сердце его сопротивляется и пленяется мирскими искушениями, самостью, какими-то собственными целями, а не тем, чтобы произвести пшеницу, хлеб, вложенный в нас Богом.
Это совместное действие Бога и человеческого сердца святые отцы называют синергией, именно совместным действием. И каждый человек, которому интересно, как же сделать так, чтобы Семя проросло, думает: «Что мне сделать: не есть, не пить, не спать? Может, надо молиться 24 часа в сутки? Что же такого сделать, чтобы принести плод?» Сегодняшнее апостольское послание отвечает на этот вопрос просто: говоря о плоде, оно говорит: «Плод духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» А дальше оно говорит о том, как этот плод принести, что нужно сделать, — и вовсе не молиться 24 часа в сутки, не выходя из храма, и вовсе не поститься совершенно. Оказывается, главный «инструмент» возделывания сердца, взращивания Семени Жизни, главный «инструмент» принесения плода — это: «друг друга тяготы носите, — и таким образом исполните закон Христов».
Вот, собственно, христианским является именно это: терпеливое сначала, а потом милостивое перенесение тягот другого человека, немощей, скорбей, неудобств, грехов, страстей и прочего со стороны другого человека, и это, конечно, просто понять, и достаточно просто исполнить. Но если человек захочет это сделать по-настоящему, он поймёт, как невыносимо трудно это делать, и как простое исполнение этой заповеди, этого закона Христа превратится для него в несение креста, к которому призвал нас всех Господь наш Иисус Христос.
Больше ничего не надо: надо просто терпеливо, — а потом и милостиво переносить недостатки окружающих нас людей; не судить, не обличать, не злословить, не мстить, не обижаться, прощать, жалеть. А потом — любить и молиться, и покрывать своей милостью немощи другого человека.
Как говорит удивительный преподобный святой Исаак Сирин: «Если видишь падшего человека, покрой его милостью твоей, — и Бог покроет Своей милостью всех твоих близких. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Елена Лукъянчикова
Текстовая запись: Елена Плотникова

Вернуться к списку

Оставьте комментарий