Вернуться к списку

Проповедь о. Константина Корепанова на Литургии в Свято Троицком соборе (24.06.2021)


Видеозапись сделана 24 июня во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вы слышали сегодня в евангельском чтении отрывок из Нагорной проповеди, в котором есть такой образ, во многом смутительный, загадочный. «Если, — говорит Господь, — око твое соблазняет тебя, то вырви его, ибо лучше тебе без ока войти в царство Божие, чем с двумя глазами быть вверженным в пучину огненную; если рука твоя соблазняет тебя, то лучше отсеки её, ибо лучше тебе без руки войти в царство Божие, чем с руками и с ногами войти в геенну огненную.» Христос говорит притчами, и это тоже — одна из Его притч. Христос представляет всех нас единым телом, и каждый из нас, как повторит потом эту мысль апостол Павел, есть член другого; каждый из нас — это какой-то член этого единого тела, и поэтому, если брат наш или сестра наша соблазняет нас на какой-то грех, на нарушение заповеди, то мы должны перестать общаться с этим человеком.
Мы привыкли воспринимать любовь как нечто в либеральном смысле: всех жалей, со всеми общайся, всем улыбайся, со всеми водку пей. Но, на самом деле, любовь гораздо более похожа на то состояние, которое испытывает хирург, вскрывающий человеческое тело: он отрезает какие-то органы, перерезает какие-то сосуды для того, чтобы сделать человеку добро. Любовь именно такова, что она требует порой сурового отлучения от всего того, что меня соблазняет, от всего того, что, так или иначе, влечёт меня ко греху. И здесь не должно быть какой-то застенчивости: «А что обо мне подумает тот человек?» Он такой же Божий раб, он так же стоит перед Богом, и совершенно не важно, что он подумает. Если он хороший человек, он однажды поймёт, почему вы это сделали; если он — плохой человек, он никогда этого всё равно не поймёт. Но неужели нам надо становиться плохими вместе с ним? Если он выбрал смерть — почему же мы должны выбирать смерть вместе с ним? Если он ненавидит своего Бога — почему же мы должны ненавидеть нашего Бога вместе с ним? Нам запрещено только судить человека, но это вовсе не значит, что мы должны всегда и во всём разделять с ним общение. Мы не судим его и не смеем его судить, но, если общение с ним для нас вредно, то это общение мы должны прекратить; не судя его — а просто прекратить, как вредное : мы же прекращаем общение с водой, которая отравлена, мы не начинаем долбить кран молотком, если из него течёт вонючая вода; мы просто идём в магазин и покупаем другую воду, а эту воду — не пьём; мы же не выбрасываем телевизор, когда там идёт плохая передача, а просто переключаем канал или выключаем телевизор. Мы просто прекращаем впускать в себя то, что для нас грех, то, что нас убивает, а вовсе не занимаемся тем, что мы судим человека, который, вольно или невольно, стал участником зла, участником соблазна. Вот этому нужно учиться, иначе мы придём к тому состоянию, в которое пришли наши братья на западе: они тоже в своё время, много столетий назад, были ревностны, но потом вместо любви выбрали попустительство и перестали прекращать общение с теми, кто действительно представляет для них опасность, кто несёт им зло и соблазн, и дошли до того, что сами стали творить зло, участвовать в грехе и сами стали источником соблазна. Как говорит Священное Писание Ветхого Завета: «если ты общаешься со строптивым, то развратишься», и: «худое общество растлевает добрые нравы.» Поэтому будем внимательны к своему другу, с которым мы общаемся, и не надо стесняться честно сказать человеку: «Прости меня, я не могу больше с тобой общаться, потому что то, что ты делаешь, меня смущает.» Если же мы не можем этого сказать прямо, если мы малодушны, то просто прекратим общение без объяснений, но за нашу совесть и за нашу душу отвечаем мы. Бог даёт нам вразумление, Бог даёт нам силы, но, если мы продолжаем общаться с тем, что несёт нам вред, то мы сами делаемся виновниками собственной погибели. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Сергий Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова

Вернуться к списку

Оставьте комментарий