Вернуться к списку

Проповедь о. Константина Корепанова в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых (27.06.2021)


Видеозапись сделана 27 июня во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в день всех святых.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня вы слышали в евангельском чтении слова Господа Иисуса Христа, обращённые ко всем Его ученикам.
Сегодня День всех святых, неделя памяти всех святых. Всех, сколько бы их ни было — от начала времён, до сего дня – всех, прославленных, не прославленных, ведомых и неведомых – всех тех, кто вошли в обители своего Отца; всех тех, кто стал учеником Иисуса Христа; всех тех, которые прошли одним единственным путем в Царство Божие; ибо никакого другого пути просто нет. Как и говорит в сегодняшних Своих словах Господь наш Иисус Христос: «Всякий, кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мной.» И это — путь, которым Сам Он первым прошёл в обители небесные, Он Сам — первый, поэтому церковь называет Его Подвигоположником. Он – первый среди тех, кто несёт крест. Он нёс его первым; и в значительно более тяжёлом положении, чем может понести каждый из нас, ибо Он нёс его один, а мы несём с Ним вместе. И если бы мы несли наши крошечные крестики не с Ним, никто бы никогда бы не дошёл до врат Небесного Царства. Ибо только с Ним, Его силой, благодатью Духа, которым все мы живы, мы и способны понести этот крест. И только таким образом крест этот может ввести нас под свод Небесного Царства. И каждый, естественно, думает и вопрошает: «А что это за крест?» И совершенно справедливо полагает, что это – некоторые скорби, посылаемые Богом человеку, — как болезнь или одиночество, неудачная семейная жизнь или тяжёлая работа, или отсутствие работы, нищета или попечение. И множество-множество других скорбей, из которых складывается наша скорбная жизнь.
Но для того, чтобы нести этот крест, как неоднократно говорит в Евангелии Господь наш Иисус Христос, необходимо отвергнуться себя. Он Сам говорит в Евангелии от Луки такую притчу: «Если вы захотели построить башню, чтобы она приносила вам прибыль и делать там вино и разбогатеть, надо сначала посчитать: достаточно ли у вас средств, хватит ли вам сил, чтобы построить эту башню?» И ещё другую, подобную притчу говорит. А вывод из этой притчи Он делает такой: так никто никогда ничего со крестом сделать не сможет, если не отвергнется своей воли. И отвергнуться себя – это, в первую очередь, отвержение своей воли, — того, что я хочу делать сам. Я хочу быть здоров, а Бог посылает мне болезнь – значит, надо принять эту болезнь и нести её. Я хочу жить сыто и богато, но Бог посылает мне другое, где я должен терпеливо переносить нищету, недоедание, и у меня нет того, что, быть может, есть у соседа. Мне этого очень хочется, но я терплю это, потому что так велит Бог. У одного – счастливая семья, у другого – несчастливая; у одного есть дети, у другого – нет; у одного – хорошие, у другого – не очень; у одного – здоровые, у другого – больные; у одной женщины – замечательный муж, а у другой – алкоголик; у одного мужчины – замечательная жена, а у другого – негодная, сварливая, как плесень на костях.
Но и то, и другое попущено Богом. То и другое есть то, что я должен понести, дотерпеть до конца. Мы, конечно, пытаемся задавать вопросы: «А почему? А почему у одного есть, — а у другого нет? Разве я не заслуживаю?» Тем самым мы не отвергаемся своей воли, а Говорим Богу: «Господи, ты меня послушай, я лучше знаю, что мне надо – список не такой большой, всего на ста страницах. Я его быстро Тебе озвучу, но сделай так, как я хочу. Мне не надо, Господи, того, что хочешь Ты. Я хочу, чтоб эта жизнь была такой, как я хочу.» Но эта жизнь по своим «хочу» ведёт человека широким путём в ад. Такой путь тоже есть. И дорога исполненных желаний тоже существует, но кончается она там, где тьма кромешная, плач и скрежет зубов. А те, которые взошли, пошли тесным путём, — а это значит, что я каждую минуту говорю: «Не моя воля, Господи, а Твоя воля да будет.» Я хочу сесть и отдохнуть, но приходит человек и говорит: «А мне нужно твоё внимание.» Я хочу лечь и поспать, но мне говорят: надо идти и делать. Я хочу купить это, — а вместо этого нужно дать милостыню. Каждую минуту Бог не то, чтобы испытывает нас – Он знает, на что мы годны, что мы сделаем, – Он даёт ситуацию, в которой мы должны идти путём учеников Христа. На каждом шагу нашей жизни есть поворот в никуда, поворот в тупик, где ждут буквальные, настоящие ужасы и настоящая смерть, – вовсе не киношная. И поэтому на каждом пути, на каждом шагу, чтобы мы не свернули не туда и не попали в тупик или смерть, мы должны сделать правильный выбор и отречься от своей воли и пойти туда, куда велит идти нам Христос. Каждое мгновение: только проснулись, только сели, только встали, только вышли, только вздохнули, — как тут же Бог посылает: «Подожди, ты, кажется, свернул не туда; ты, кажется, пошёл не той дорогой. Вот Мой путь: отвергнись себя и иди туда, куда зову Я тебя, а не туда, куда зовёт тебя твоя воля.
Много великих, много замечательных людей человечества, лучших из его представителей пошли во тьму кромешную – там, где плач и скрежет зубов, потому что выбрали свою волю, потому что никак не хотели творить Божью; потому что выбрали то, что хотелось делать им для чести, для славы, для богатства, для власти. А мы здесь – избранники Божьи никчёмные, негодные, некрасивые, не умные, не смелые, не храбрые – никакие. Как говорит апостол Павел: «Единственная жизнь наша и смысл нашей жизни – это выбрать то, что велит нам Бог.» И каждый, выбравший этот путь, наполняет сегодня обители Небесного Царства. Вот их на иконе сколько, — тех, которые оказались на этом изображении! Ибо если бы писать всех подробно – не было бы такой доски, не было бы такого полотна, не было бы такого места на земле, которое бы вместило всех, кто вошёл под своды Небесного Града.
И мы, пришедшие сюда и вошедшие в церковь, единственное, что должны искать и думать, — это: «Господи, помоги мне исполнить волю Твою.» Или, как мы каждый день произносим в первой нашей молитве: «Отче наш! Да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Наталья Лопато
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова

Вернуться к списку

Оставьте комментарий