Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова. Бдите, да не застанет нас Господь неготовыми.

Открыть видео
Открыть аудио
17 февраля 2022 года, четверг седмицы о мытаре и фарисее. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как трижды Христос повторил своим ученикам: «Бдите! Бдите, ибо не знаете, в который час придёт Господь, бдите, потому что не знаете, в какой момент вашей жизни вас ждёт встреча с Ним!» Бдите, говорит Христос, как бы, подчеркивая этим, что это должно быть постоянным состоянием нашего сердца. Бдите!

Мы обычно, в лучшем случае, способны на то, чтобы ждать встречи с чем-то трудным и тяжёлым. Мы можем ждать антихриста и наблюдать знаки его явления в мире. Мы можем трепетать перед возвращением из отпуска начальника или сдачей отчёта. Мы можем почувствовать этот страх и напряжённость, но только не перед встречей со Христом. Нас пугают, и мы пугаемся многих страшных вещей, которые страшными не являются. Является страшной только наша грядущая встреча со Христом, потому что мы можем быть не готовыми к тому, что Господь придёт, а мы не любим Его, не любим! Беда не в том, что нас застанут в грехах, беда не в том, что мы делаем какие-то человеческие вещи, беда в том, что нас застанут в нелюбви к Нему, что мы — лицемеры по существу и Бога не любим — вот что страшно. Страшно, что мы можем оказаться пойманными в тот момент, когда поступки наши, дела говорят о том, что мы не любим Его, не надеемся на Него, не ждём Его, а молимся, наоборот, чтобы Он не пришёл, не приходил бы никогда, лучше бы никогда не видеть Его, не знать Его и не встречаться с Ним — вот что может быть обнаружено в день, когда мы встретимся с нашим Господом. И вот это должно занимать нас всегда.

Вот невеста, ожидающая своего жениха, она всегда наполнена памятью о предстоящем событии. Она всегда мысленно устремляется к той минуте, когда она, наконец, пойдет под венец со своим суженым, когда она увидит его, когда предстанет перед ним в своём наряде. Она ждёт его, и все мысли её об этом. И вдруг она, вместо того, чтобы ждать его, села и смотрит сериал. Заходит жених с цветами, — а она вся в сериале, и его не ждёт. И момент огорчения жениха и момент растерянности невесты лишают этот радостный миг радости, счастья, света, как будто людей поймали на чем-то нехорошем. Ничего нехорошего они не делали, просто она забыла о женихе; на самом деле её интересует совсем не это. Даже в день свадьбы она не согласится пропустить сериал. Это же невинная вещь — сериал, — а может испортить целый брак. Всё, что угодно, может привязать человека, и он забудет, что его ждёт встреча с Женихом. Вот об этом – «Бдите!»

Конечно, монахи, — да и христиане первых столетий христианства в буквальном смысле проводили ночи, особенно накануне причащения Тела и Крови Иисуса Христа, проводили в бдении, ибо они готовились к причащению, как невеста к свадьбе. И Церковь не случайно называется Невестой Христовой, ибо все мы — невесты перед лицом Христа, и для всех нас причащение Тела и Крови Христа — это брак, это свадьба, это соединение с Возлюбленным. Так должно быть! Но для нас это становится простой формальностью, событием, к которому мы привыкли. Мы говорим, что надо причаститься: что-то как-то спать стало трудно, что-то как-то печень заболела, что-то как-то молитва не идёт… Пойду-ка причащусь… Вот бы невеста так сказала: пора, наверное,на свадьбу идти, деваться-то некуда, — ладно, пойду уж, надо ведь. Вот примерно такое у нас отношение к соединению со Христом: надо, значит, надо идти. Пришло время – значит, надо идти! Наше сердце — не с Богом, оно не откликается радостью на встречу со Христом. Почему? Почему мертво наше сердце? А какое оно ещё может быть? Мы — мёртвые по существу с момента нашего рождения, мы мёртвые, и тела наши мёртвые, и мысли наши мёртвые, и чувства наши мёртвые. Мы гордимся, завидуем, превозносимся, мы ненавидим людей, мы готовы сказать им самые неприятные и жёсткие слова, нимало не смущаясь, потому что нет жизни, нет любви в сердце нашем. Ну нет там ничего, кроме смерти, кроме желания укусить, сделать больно, доставить скорбь человеку, который рядом с нами находится! Там никогда ничего не было и не будет, пока там не родится Христос, пока наше сердце не станет вместилищем Христа. Мы всё хотим улучшить свою природу. Вот похожу в храм, помолюсь, попощусь, и буду чуть лучше, чем был вчера и третьего дня. Нет! Даже лучшие из людей не могут стать тем, кем должен стать христианин. Ибо христианин должен стать храмом Бога живого, он должен превратить своё сердце в ясли, в купель Богомладенца, стать домом Бога своего. И только тогда, когда в нашем сердце будет жить Жизнь, когда будет Бог жить в нашем сердце, только тогда растает оно, оживёт, и, вместо злобы, оно изольет на человека любовь. Он нас кусает — а мы гладим эту, кусающую нас пасть, и говорим: «Прости, Господи, он не знает, что делает, его сердце ещё мертво, а поэтому наполнено ненавистью. Оживи его!» — когда мы сможем молиться за человека, позорящего нас, ненавидящего нас, проклинающего нас. «Прости Господи, он ещё мёртвый, он не знает жизни, человек ещё напуган, измучен, устал от той злобы, которая у него внутри. Прости ему, он не знает, что делает.» Именно об этом надо радеть. Не о том, чтобы исполнить пост или соблюсти правило. Надо радеть о том, чтобы в сердце нашем жил Христос! Только это делает нас невестой Христовой. И, когда в сердце наше вселится Христос, тогда вся жизнь наша и будет бдением над тем, чтобы Христос из сердца не вышел, чтобы благодать нас не оставила, ибо, когда сердце наше опустеет, нам будет хуже всего, — как в притче, в которой Христос говорит, что когда бес приходит к человеку и видит украшенную убранную горницу, но пустую, он берет с собой множество бесов и вселяется внутрь, и хуже этого ничего нет. Надо позаботиться сперва, чтобы Бог вошёл в моё сердце, а потом бдеть над Ним день и ночь, чтобы Он не вышел, не расстроился, чтобы не огорчился, чтобы не оставил нас! И тогда люди творят непрестанную молитву и воздерживаются от всего, и любят , и не осуждают, и молятся за врагов — только бы Бог не оставил храмины их сердца, только бы любовь Божия не покинула их. В этом — смысл, соль, суть христианской жизни. И поэтому всякий, познавший вселение Христа внутрь его сердца, всегда будет бдеть над Ним и день и ночь. Аминь

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/sne-0VJICmk
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/62dkMLTtyCWJ9g

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Лариса Емец, Елена Плотникова

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий