Вернуться к списку

Проповедь в четверг 3-й седмицы по Пасхе.69 (2022.05.12)

Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 3-й седмицы по Пасхе (12.05.2022).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в отрывке из Книги Деяний святых Апостолов историю о том, как некий каженик, евнух из Эфиопии, чернокожий человек, подвергшийся в детстве искажению своей природы, являющийся ныне слугой некоей эфиопской царицы, едет на колеснице и читает Книгу пророка Исайи. Он приблизился уже в сердце к мысли о том, что Бог – един; хотя он – язычник по происхождению, сердце его не искажено, как его тело. Он приближается к пониманию, что Бог – един, поэтому он и ездил в Иерусалим, где в то время проповедовалась вера в единого Бога, и, как всякий старающийся благочестиво жить человек, возвращаясь из своего паломничества, он не болтает со своими слугами, которые его сопровождают, а читает Священное Писание. В данном случае это оказалось место из Книги Исайи, пророчествующее распятии Мессии, Христа. Дух Святой перенёс к этому человеку апостола Филиппа, и Филипп, Духом Святым перенесённый сюда, видит, слышит этого человека, читающего пророка Исайю. Он спрашивает его: «Понимаешь ли ты, что ты читаешь?» Совершенно справедливо и разумно евнух ему говорит: «Нет, — как я могу понимать, если меня никто не наставил?» Но читать-то всё равно, надо, даже если не понимаю. Это ему очень трудно, потому что тут другая вера. Он пытается понять, о чём говорится в пророчестве; это – трудно, но он всё равно читает. Тогда Филипп начинает благовествовать ему, рассказывать о том, о чём пишет Исайя, пророчествовавший о страданиях Христа, — и с этого места, со страданий Христа, Филипп благовествует, что Тот, о Котором предсказывал Исайя, — пришёл и пострадал, и грехи наши искупил – и теперь мы очищены от всех грехов, — и всякий, кто верует в Него, спасётся – и прочее, что говорят апостолы. Этот трижды премудрый евнух, когда они проезжали через реку, говорит: «Вот вода. Что мешает мне креститься? Ты говоришь о крещении: кто родится от воды и Духа, будет спасён; вот вода – могу ли я креститься?» Апостол ему говорит: «Если ты веруешь от всего сердца – то можешь!» «Верую!» – сказал евнух, — и, когда он стал креститься, Дух Святой сошёл на него; — Филипп пошёл в свою сторону, — а евнух продолжил свой путь, радуясь тому, что теперь он – в Боге.

Вот такая, нехитрая, незатейливая история человека, который спасся в несколько минут – может, в течение часа-полутора; для этого нужно было всего лишь прочитать Священное Писание, послушать проповедь апостола и уверовать всем сердцем в то, что говорит этот апостол, — и пойти и креститься, ничего больше не надо – и Дух Святой сходит на человека, и человек становится иным, не значит – хорошим или плохим: этот евнух хорошим был до того, как крестился; он становится другим, он становится сыном Божьим, ему становятся открыты источники любви, источники вечной Жизни; он теперь не ведает греха, не ведает тьмы, и силен проповедовать Христа всем тем, кто будет рядом с ним, словом, делом и молитвой.

А мы всю жизнь бьёмся и не можем получить того, что получил этот чёрный евнух. Мы не можем получить этого. Мы ходим в храм годами, мы читаем Священное Писание, мы молимся, мы – давно крещёные, но, какими были – такими остались – неизменёнными, непреображёнными, непричастными вечной Жизни, нежелающими любить, не умеющими радоваться, — не знающими света. Почему?

Апостол Филипп говорит евнуху: Если веруешь от всего сердца – то можно тебе креститься! Веруем ли мы от всего сердца? Что значит: веровать от всего сердца? А мы, собственно говоря, зачем пришли в храм? Зачем пришли к Богу? Понятно, зачем: чтобы Бог помог нам наладить нашу жизнь, чтобы Он дал нам то, что нам нужно. А о чём спрашивает Филипп евнуха? И на что ему евнух отвечает: да, верую? Он его спрашивает: готов ли ты отдать свою жизнь Богу и слушаться Его? Евнух говорит: — Да!

Понимаете разницу? Мы приходим в Церковь, чтобы Бог слушал нас – а они приходили в Церковь, чтобы слушать Бога. Поэтому они получали всё, что им нужно было для этой жизни в послушании Богу. А мы – ничего не получаем, потому что Бог – не слуга нам, чтобы исполнять наши желания и прихоти. Стоит человеку сказать: Да, Господи! Я готов слушать все Твои слова, которые Ты сказал, отныне и навсегда, — и тут же Дух Святой сойдёт на нас, тут же решимость и свет озарят наше сердце, и мы способными сделаемся к тому, чтобы слушать Его. Но мы никогда так не скажем, мы скажем другое: Я бы, конечно, Господи, послушался Тебя, — но объясни мне, пожалуйста, вот это; — и тут я бы Тебя послушался, но Ты мне скажи, почему — так? Почему я должен не осуждать? Объясни, как можно не осуждать таких негодяев? Объясни — и, если я пойму — я послушаюсь! Объясни: как можно прощать всех, кто против меня согрешил — я не понимаю; вот этого человека нужно простить? — Ну ладно, убедил меня, — а вот этого? Нужно простить? — Ну, тут я с Тобой не согласен: он — злой, — почему я должен его прощать? Он мне столько беды наделал! Он — злой, гневный, завистливый, он меня в дом не пускает — как я должен его простить?» Вот во ЧТО мы превратились, — поэтому никакого Духа мы не чувствуем. Его в нас нет, потому что мы слушаем себя, и хотим, чтобы Бог слушал нас, — не хотим слушаться Его, не хотим исполнять Его волю. Всё — просто: либо мы веруем от всего сердца, что Он — есть Бог, и слушаться Его — есть Жизнь, — а непослушание Ему есть смерть, — и тогда Дух Святой изливается на нас с любовью, миром, светом в жизнь; — либо мы так и будем топтаться на месте и спорить с Ним, доказывая, что наша точка зрения правее Его, что мы не можем жить, не осуждая, что мы не можем жить, прощая всех: так невозможно, Господи! Как будто Он не жил нашей жизнью. Поэтому если тем древним, для которых слово Божие было безусловным, непререкаемым: если Бог сказал — то, хоть лопни, но исполни, — то для нас Бог — это всего лишь функция , Он нужен нам лишь для того, чтобы исполнять наши прихоти, и мы злимся на Него, что Он их не исполняет, — а сами палец о палец не хотим ударить, чтобы сделать так, как Он требует. Потому что Он для нас — не безусловен, и мы не веруем в Него всем сердцем; — и покаяние наше в том и должно было бы состоять, чтобы отвергнуть своё мудрование, свое разумение — и сказать: “Надоел я, Господи, сам себе; отныне — слушаюсь Тебя, ибо Ты — Бог мой!” И за это одно движение нашего сердца Бог преисполнит нас благодатью Своей. Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Екатерина Троенко
Текстовая запись: Елена Плотникова

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/iQM1OJPMuVE
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/ilJ42qtqlUia2g69_(2022.05.12)_Проповедь в четверг 3-й седмицы по Пасхе

Вернуться к списку

Оставьте комментарий