Вернуться к списку

Как обращаться со Священным Писанием, чтобы оно оставляло след в нашем сердце

Как обращаться со Священным Писанием,
чтобы оно оставляло след в нашем сердце

Фрагмент передачи священника Константина Корепанова «Читаем Добротолюбие».
Шестой абзац сборника изречений преподобного Марка Подвижника «Двести глав о духовном законе»: «Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому».

Это интересные рассуждения, и, как правило, мы очень далеки от такого использования Священного Писания. Но к этому мы сегодня еще вернемся. А сейчас хотелось бы отметить одну практическую сторону этого свидетельства.

Для того чтобы вообще Священное Писание к чему-нибудь относить, чтобы Священное Писание действительно оставляло какой-то след в душе особенно современного человека, недостаточно его просто читать. В былые эпохи и в другой среде этого могло быть и всегда было вполне достаточно. Но окружение человека, да и его способность к восприятию текста очень сильно изменились. Все-таки человек читал раньше вслух, читал неспешно, медленно, да он никуда и не торопился. Это был ритм, в котором мы бы с непривычки, наверное, заснули. Люди никуда не спешили. И человек читал внимательно, читал вслух. И, как правило, поскольку речь идет о монашеской среде, все, что человека окружало, – это тишина; ничто не отвлекало его мысль не только извне (как шум, или звонок сотового телефона, или разговоры людей), но и внутри. Потому что огромного, просто неперевариваемого количества впечатлений у человека в душе не было.
Наш ум отягощен разными впечатлениями, информацией, образами, услышанными словами, газетными статьями, рубриками, баннерами, подхваченными разговорами и так далее. Все, что в нашем сознании напичкано, там и лежит. И когда мы хотим что-либо прочитать, просто сесть и погрузиться в чтение чего-нибудь, а уж тем более духовной литературы, все это начинает колыхаться, вопить, взывать в нашем сознании; взывать именно к тому, чтобы мы о чем-то подумали, додумали, что-то вспомнили, рассмотрели. И получается некий гвалт, крик, вопль, буквально как многотысячная толпа внутри нашего сознания гогочет, топочет, хлопочет и требует настоятельно, чтобы внимание было уделено ей, это многоголосой толпе, которая толкается в нашей голове.

Поэтому сосредоточиться на чтении Писания очень трудно, а уж понять это Писание в его искренней и как бы первозданной простоте еще труднее. Потому что мы же все слышали уже о чем-то из Евангелия, у нас огромное количество оборванных, недодуманных принципов, посылов, идей, религиозных сведений, обрывки чьих-то традиций и собственные стереотипы, сформированные неправильным образованием и еще более неправильным воспитанием. Поэтому нет тишины ни вокруг нас, ни внутри нас, что самое страшное.

Мы далеки от простоты людей той эпохи, которые почти ничего не знали и почти ничего не думали (я имею в виду простых людей, которые уходили в монахи). Они не читали газет, интернетных статей, да просто книг на какие-то отвлеченные темы. Они никогда не размышляли ни о какой религиозной традиции, кроме своей собственной. Они никогда не знали и слыхом не слыхивали, как правило, о каких-то иных рассуждениях по поводу добра и зла, любви и ненависти, устроения небес, устроения земли. Они были просты. Поэтому слова Евангелия, встречаясь с таким простым сознанием, сразу вспахивали его, сразу бросали в эту вспаханную землю зерно, и слово Божье очень быстро находило отклик в сознании людей.
Мы не такие; не такие очень давно. И стать людьми, подобными по исходным данным Антонию Великому или Марку Подвижнику, мы не можем, к сожалению. Ну не можем. Мы прошли очень долгий путь неправильного воспитания, неправильного образования, мы читали сказки и детскую литературу вместо того, чтобы читать Псалтирь. Нас учили больше тому, чтобы переживать случайные и нелепые истории, случающиеся в книжках, чем переживать встречу с Богом и чувства к Богу, чем думать, анализировать и верить. И изменить здесь ничего нельзя, надо принимать это как должное.

Это не значит, что мы, исходя из других стартовых позиций, чем преподобный Марк Подвижник, не можем достигнуть того же, чего достиг он. Можем, если постараемся. Ибо Бог не изменяется в отличие от нас, но методы (мы говорим о чтении Священного Писания) все-таки должны быть другими. И вот нам, чтобы действительно Священное Писание оставляло след в нашей душе, необходимо читать его особенным способом. Суть этого способа состоит в том, что мы должны удерживать текст Священного Писания в своем сознании. Для нашего поколения, для наших людей, для людей нового времени, скажем так (это не только мое поколение или ближайшее другое поколение, это последние сто или сто пятьдесят лет), чтобы удержать текст в памяти, чтение текста должно быть с карандашом, с пером, с ручкой в руках. Человек должен это записывать, он должен что-то помечать, он должен задавать вопросы и эти вопросы записывать, чтобы потом было что и у кого спросить. Он должен размышлять, останавливаться, анализировать. Если он не может этого сам (и нет человека, у которого можно спросить), то нужно находить ответы у святых отцов, смотреть толкования и комментарии, все это структурировать, складывать в свои записные книжки так, как две тысячи лет назад Матерь Божия складывала это в Свое сердце. И тогда действительно Священное Писание будет оставлять след в нашем сердце.

Записала Инна Корепанова для телеканала «Союз».
________________________________________________
Немного добавлю от себя. Я впервые открыл для себя лекции отца Константина в 2019 году по текстовым записям, которые сделала прихожанка нашего храма. Записи были в электронном виде в формате *.docx. Используя разный шрифт и размер текста, а так же выделение цветом, человек внимательно изучал эти лекции, выуживал для себя те мысли, которые как-то его трогали, волновали. Может быть какие-то куски были распечатаны, к каким-то многократно возвращались и перечитывали. Мне это показалось интересным, я убрал всё форматирование и читал чистый текст, оставляя уже свои пометки. Это показалось продуктивным.
Предлагаю попробовать и вам на том материале, что приложен ниже к этому сообщению.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Пожертвование на содержание и развитие телекомпании «Союз» можно сделать по ссылке: https://tv-soyuz.ru/aboutchannel/assistance

Вернуться к списку

Оставьте комментарий