Продолжая нашу беседу по Книге пророка Михея, остановимся сегодня на одном знаменательном свидетельстве. Это и пророчество, именно мессианское, то есть свидетельствующее о Христе, и свидетельство о принципах бытия человека в мире, которые определяют человеческое спасение.
Итак, 6-я глава Книги пророка Михея:
«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?».
О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
Несколько строчек, и такое многозначительное пророчество. В этом пророчестве указано, что примириться с Богом, угодить Богу несчетными числами жертв невозможно. Не важно, сколько будет убито овнов, козлов, других животных. Не важно, сколько ты принесешь Богу вина или елея. Не важно, сколько ты пожертвуешь Богу. Не важно, какие труды ты поднимешь, – пост или еще какие-то дела, связанные с помощью в богослужениях в храме. Этим Богу угодить невозможно.
Как сказано в 49-м псалме, Сам Дух Святой свидетельствует: «Разве Я ем мясо козлов? Разве Я пью их кровь?». Действительно, неужели Богу нужно масло? Деньги? Какие-то иные жертвы? И дальше Он, как бы переводя мысли человека на более высокий уровень, говорит: «Моя вся вселенная и все, что наполняет ее, все и так Мое. И если это было Мне нужно – мясо или кровь, или деньги, Я бы и так это взял, потому что и так все Мое. Все: и животные, и деньги, и храмы, и силы ваши, и жизнь ваша, и здоровье ваше. Я сам могу это забрать тогда, когда Мне это потребуется, потому что Я – Владыка всего, и этим Мне угодить нельзя. Вы можете принести только то, что Я вам первоначально дал».
Смысл жертвоприношения не в том, чтобы Богу дать нечто или данной Ему жертвой пытаться Его умилостивить. Сама по себе жертва, особенно имеющая материальное измерение, если она вообще в чем-либо измеряется, это не жертва. Этим Богу угодить нельзя. Ведь почему мы хотим Богу угодить? Если мы хотим от Него что-то получить, то, принося Ему жертвы, мы не столько у Него просим, не столько уповаем на Его милосердие, сколько пытаемся Его подкупить. Фактически, мы даем Ему взятку – вот на Тебе вот это, а Ты дай мне это.
Это, разумеется, совершенно не христианский подход. И, наверное, всерьез мало кто, по крайней мере, во времена пророка Михея, так обращался к Богу. Во времена пророка Михея Богу жертвы приносили, чтобы умилостивить Его за свой грех – вот в таком контексте и говорит пророк Михей: люди приносят жертву, чтобы загладить свой грех. Так повелено в Священном Писании, так установлено в Книге Левит – если человек согрешит, он должен принести жертву (и указано, какая должна быть жертва за совершенный не смертный грех; за смертный грех полагается смерть).
Почему и вошло в обиход новозаветной Церкви, что смертный грех – это грех, за который положена смерть. Например, за прелюбодейство нельзя откупиться, за него – побиение камнями. Если ты богохульствуешь – то же самое, ты злословишь отца или мать – то же: побиение камнями. А есть грехи, которые можно загладить какой-то жертвой. Так установлено со времен Моисея. И поэтому люди пытаются эти жертвы приносить.
Но Дух Святой устами пророка говорит, что этими жертвами Богу угодить нельзя. Ведь грех совершенный оставляет глубочайшие последствия в душе человека, и, естественно, кровь ягненка или теленка не может смыть грех из души человеческой. Поэтому невозможно с помощью жертвоприношения примириться с Богом.
А чем тогда возможно? И вот тут Дух Святой устами пророка Михея свидетельствует сокровенным образом: «Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?». С одной стороны, этим свидетельством пророк Михей указывает, что, на самом деле, если быть честным, ты должен отдать самое дорогое, что у тебя есть – действительно отдать сына своего: ты согрешил, ты виноват, и если ты действительно хочешь показать, что ты любишь Бога, – принеси Ему плод чрева твоего, отдай Ему сына твоего. Люди скажут – это невозможно! Но ведь тот, кем они так восхищаются, тот, чьим народом они себя называют, Авраам ведь это сделал. Чтобы показать любовь свою к Богу, он дерзнул и смог в душе своей совершить это отречение, смог принести самое дорогое, что у него было, в жертву.
Вот и пророк Михей прикровенно указывает, что, если вы называете себя народом Авраамовым, если соблюдаете заключенный с Авраамом завет, то вы должны подражать его делам и любить Бога так же, как любил Авраам. То есть в сердце своем быть готовым принести самое драгоценное, что есть, а именно сына своего, первенца своего, плод чрева своего.
Вернуться к списку