Это то самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда они получили дар Святого Духа. Об этом Духом Святом апостол Петр свидетельствует: «Вот ныне то, о чем говорил пророк Иоиль, произошло». Но мы знаем из той же самой исторической ситуации, что полнота данного пророчества Иоиля не может быть отнесена только к свидетельству апостола Петра, потому что, строго говоря, не на всех людей излилась благодать Святого Духа.
Мы все получаем эту благодать в таинстве Миропомазания, когда совершается над нами Крещение. Мы сочетаемся с Богом, погружаемся в купель, и как на принадлежащих Богу, как на рожденных Богу, на нас сходит благодать Святого Духа через таинство Миропомазания, или, как в древности, через возложение апостольских рук. Кажется, здесь противоречие, ведь Дух Святой через пророка Иоиля ясно свидетельствует: «Изолью Духа Моего на всякую плоть». В полноте это все явится в последние дни мира, но и сейчас уже происходит, потому что, как мы уже говорили, время от первого явления Христа в мир до Второго Его Пришествия – в очах Бога это один день.
Точно так же в глубинном замысле Бога о человеке перед Ликом Бога есть единый человек – Адам. Все мы воспринимаем себя как многообразное явление. На самом деле, Господь видит нас как единое существо, разрозненное, ссорящееся, в этих ссорах разрушающее себя все больше. Но, тем не менее, Он видит нас как единое существо и пытается восстановить распадающееся единство человечества именно в Церкви, в теле Христовом. Он всех нас не просто объединяет, а соединяет воедино, так что мы становимся во Христе единым целым, и вся полнота даров Божиих дается нам в Церкви во всей полноте.
Благодать Духа Святого, благодаря которой и происходит буквально воссоединение человечества, то есть достижение единства его, изливается сейчас действительно на всех. Но только от воли человеческой зависит – принять ли эту благодать или отвергнуть. Дары Божии, грубо говоря, льются потоками с Неба. Но, чтобы этот поток действительно что-то сотворил с тобой, надо сделать определенный переворот в своей жизни – обратиться лицом к Богу, подставить под эти животворящие потоки Святого Духа свое сердце, свой ум, свой дух, свое лицо и воспринять поток жизни, который струится от Бога в таинствах церковных.
Можно сказать, что в Церкви сейчас совершаются таинства. Это не просто какие-то обряды подобно тому, как подписывают бумаги в государственных учреждениях. Церковь есть место, где можно припасть к Источнику жизни и благодати, которую излил Бог на человека. Зайдет ли человек туда, припадет ли к Источнику, зависит от самого человека, но поток струится, Источник жизни там есть.
И каждый раз в любом таинстве это происходит, но особенно часто каждый входящий в храм слышит слова, когда священник выносит Чашу: «Со страхом Божиим и верою приступим». И перед тем, как человек получает возможность прикоснуться к Чаше Жизни, вкусить то самое вино вечной радости, вино любви, которым насыщается и которым заглушается всякая скорбь мира, не потому что это вино, а потому что это благодать новой, радостной жизни, звучат слова «Святая святым» – все люди, собирающиеся приступить к Чаше, исповедуются и признаются святыми. Почему? На Литургии, когда священник читает молитвы особенные на то, чтобы Дух Святой сошел сюда, был здесь, и насладил, насытил всех Своей жизнью и этот хлеб и это вино преложил в Тело и Кровь Господа, которые стали бы для нас Источником жизни вечной, он призывает Святой Дух не только на преложенные Дары, но и на всех людей, находящихся в храме. Он так и говорит: «Ниспошли, Господи, Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие Дары». То есть все мы освящаемся и все получаем возможность жить этим Духом, но для этого надо захотеть – прийти и прикоснуться к таинствам.
Вот насколько не то что даже важно, а радостно жить таинствами Церкви. Не потому что это источник спасения, источник исцеления, все это так и есть. Но нам, людям, которые так много ищут в жизни радости, важно понять, что участие в таинствах Церкви – это именно приобщение к радости, которой не будет конца, к радости, которой мы все жаждем, но получить не можем, потому что вне этого благодатного источника церковных таинств иной радости человек получить уже не может. Есть только одна Лоза, и только ее сок, в Духе Святом изливающийся в Церкви, дает человеку подлинную радость и способность жить в любви.
Заканчивается это пророчество свидетельством, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Это тоже важное и очень утешительное свидетельство. Поначалу, особенно если мы немножко в глубине своей заражены закваской фарисейской, нам кажется странно подумать: «Как это? Мы ходим в церковь, трудимся, молимся, столько, может быть, претерпели, а кто-то, просто призвав имя Господне в последний день своей жизни или в последний день мира, вдруг спасается. Почему? Ведь он же ничего не сделал!». Он сделал. Он сделал то же самое, что делает каждый из нас, когда приходит в Церковь. Он раскрыл себя для потока благодати. Вот это важно увязывать, ведь пророчество Иоиля начинается со слов «изолью Духа», а заканчивается словами «всякий, кто призовет». Достаточно призвать Бога, – а этот поток уже излит, струится уже этот поток. Надо просто повернуться к нему, восприять этот поток жизни, и человек спасается.
Речь идет не о формальном исповедании Бога, а именно о раскрытии перед Ним, о вере в Него, ведь только благодаря вере раскрывается человек перед Богом. А вера сама по себе есть уже дар Божий и свидетельство того, что человек прикоснулся к изливающемуся с Небес потоку благодати; как сказано у апостола Павла, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Если мы действительно призываем Иисуса как Господа, имя Господне призываем на спасение и именуем его своим Господом, то это значит, что в нашем сердце в данный момент раскрылся источник жизни и благодати.
Вернуться к списку