Далее апостол Павел пишет собственно об употреблении в пищу идоложертвенного и говорит, что с идоложертвенным нужно поступать осторожно. Но не потому, что идол что-то значит, а совсем по другой причине, которая важна в отношении не нас самих, а ближнего нашего: когда мы говорим об употреблении в пищу идоложертвенного, о каком-то общении с тем, что в мире принято называть идолом, речь вообще не о нас, по мысли апостола. Всецело мысль, сердце, ощущения наши должны быть в заботе о ближнем, о брате. Апостол пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».
Дело здесь не только в пище, хотя апостол Павел пишет только о пище. Это универсальный церковный принцип. Дело в отношении к некоторым символам, к некоторым злоупотреблениям собственной духовной свободой в отношении вещей, которые обладают неким смыслом для иных верующих во Христа людей. Не будем говорить об идоложертвенном времен апостола Павла, об этом сказал сам апостол, и каждый понял, о чем он ведет речь. Если христианин знает, что идол ничего не значит, он заходит в капище и ест там идоложертвенное мясо просто как мясо, разделяя трапезу со своими друзьями, или делая это в миссионерских целях, чтобы побеседовать с язычниками о Боге, то он понимает, что ничем совесть его не оскверняется. Это же обычное мясо и никакой особой мистической нагрузки, таинственной злой силы оно не имеет. Он – христианин, а во Христе никто не может сделать ему нечто страшное, вред причинить, потому что Бог – его Опора и Защита. И вот человек вкушает идоложертвенное мясо, и ему нет никакого вреда от этого. Но вдруг другой человек, немощный, по определению апостола Павла, приходит, садится рядом и начинает есть. И про него говорит апостол Павел, что «погибает немощный брат». Я не погибаю, а он погибает, погибает брат, «за которого умер Христос».
Почему же так? Мы едим одно и то же мясо, вместе сидим в одном и том же капище, но мне это не причиняет никакого вреда, а брат мой погибает? Потому что я знаю, что идол – ничто, и могу позволить себе обращаться с любой вещью в этом мире, потому что знаю, что никакого вреда духовного эта вещь мне причинить не может, а брат не знает. Он немощный, он не вошел в свободу горнего мира, он смущается и думает, что если я сижу и вкушаю идоложертвенное, значит между бесами и Богом нет никакой разницы, между этим идолом Аполлона, чье идоложертвенное мясо я ем, и Иисусом Христом нет никакой разницы. И он начинает думать, что служение идолам и служение единому Богу – одно и то же. И за одну эту мысль душа его гибнет.
То есть, втянув в эту трапезу, я вверг его в падение: в мыслях он начинает думать неправо, а если он начинает думать неправо о Боге и о языческом мире, значит, он начинает и неправо жить – или, в конце концов, запутавшись, впадает в какой-то грех, или вообще отходит от Христа, или теряет способность жить по заповедям Иисуса Христа. Мало ли что может приключиться.
Как так? Два христианина едят одно и то же мясо, одному нет вреда, а другому есть. В том, что брату есть вред, виноват я, и, стало быть, я тоже согрешаю против Христа и тоже падаю, пусть не от идоложертвенного мяса, и бесы тут вообще не при чем. Вот это такая картина. Каждый может над этим поразмышлять, почитать у святых отцов о любви и ответственности за ближнего своего во Христе.
Попробуем применить принцип употребления идоложертвенного мяса к вещам, более нам близким. Например, друг подарил мне вещь, привезенную из заграничной поездки. Допустим, это будет какая-нибудь притягивающая деньги лягушка или жаба из Юго-Восточной Азии. Все в этой местности, кто покупает такие статуэтки, действительно становятся богатыми. Это он так думает, а, может, и не думает, но захотел сделать мне приятное и решил привезти то, что считается святым для этой области. Привез и подарил мне. Она у меня стоит, я не уделяю ей никакого внимания, я вообще про нее забыл, я понимаю, что она никаким образом ничего не меняет в моей жизни.Это просто дело рук человеческих, такой же сувенир, как и все прочие сувениры в моей комнате.
Вернуться к списку