Вернуться к списку

Священник Константин Корепанов: Рождественский пост

Рождественский пост – начнем программу с разговора об этом – готовит нас к празднованию Пришествия в мир Спасителя, Богомладенца Иисуса Христа. Некоторые священники рекомендуют прихожанам, своим духовным чадам взять на время поста для себя определенное духовное задание: почитать духовную литературу, прочитать или перечитать Евангелие, комментарии к Священному Писанию. Кто-то рекомендует отказаться от того, что (как ты чувствуешь) вызывает зависимость и привязанность: от просмотра телевизора, различных телепередач, социальных сетей и т.п. В Вашей практике есть личное правило, которое Вы для себя устанавливаете на время поста или рекомендуете своим родным и близким?
– Должен быть духовник, которому человек доверяет свою жизнь, свою душу. Если духовник сказал о том, что вы перечислили (взять духовное упражнение, какое-то правило для себя), – это хорошо, хотя бы просто потому, что человек определяет свою жизнь по рекомендациям священника, как минимум, а если еще и духовно опытного, это еще лучше.
Но есть иное видение проблемы поста (как правило, речь идет именно о Рождественском и Великом). Вот взяли мы упражнение, делаем его… Очень хорошо. Оно полезно? По всей видимости, да, раз мы его делаем. Прошло Рождество – и мы бросаем это упражнение. Как так? Если оно полезно, почему вы его бросили? Если мы его делали только какое-то время, то зачем мы его делали? То есть, получается, мы выполняли некое упражнение для чего? Какой в этом смысл? Какая цель? Подготовиться? Это временное состояние, вроде подготовки к экзамену? Праздник – как экзамен? Ну, пережили праздник более глубоко, чем если бы не готовились. А потом? Делаем то, что делали, живем, как жили до поста? То есть пост – это временные усилия человека, чтобы просто встретить праздник?
Церковь по-другому смотрит на эти долговременные посты. Или, скажем так, есть другое измерение любого поста. Пост – ступень, помогающая взойти дальше по лествице духовной жизни – по лествице, приближающей меня к Богу. В пост я добился чего-то – и не должен это терять. В следующий пост добился еще чего-то – и тоже не должен это терять. Я не должен упускать приобретения, достигнутого с помощью поста… За отсутствием времени (у нас же не лекция о посте) нет возможности подробно это аргументировать и доказывать, хотя это было бы интересно, но единственная возможность так прожить – это когда мы не выбираем правило (то или иное) для себя: выбирая для себя правило, мы в любом случае поступаем по своей воле. Это хорошо, но тактически. В лучшем случае мы приобретем некую волю, некое терпение, это даст нам некую благодать, которую мы потеряем на второй (третий, четвертый) день Рождества, ибо мы это упражнение оставим, а вместе с этим благодать оставит и нас. Это не хорошо, хотя тактически полезно, и все мы с этого начинали когда-то, когда были неофитами.
Единственное, что дает нам (как сейчас модно говорить) пролонгирование этого действия, сохранение благодати, – это когда мы в пост делаем то, что должны делать, а именно – жить, соблюдая заповеди Божии. И хорошо бы начать любой пост с того, что взять ручку, карандаш (кому что нравится), блокнот и начать читать Евангелие – не по главе, а так, как прочитали его первый раз в своей жизни, не сумев оторваться от него, и выписать заповеди, которые дает нам Христос (не кто-то, а Христос). Выписать их и сказать: «Я буду это исполнять»; если не могу все заповеди исполнить, – «буду эту исполнять». Заповедь Божия никак не соотносится со временем поста: я могу есть мясо после поста, могу не есть мяса в пост, но заповедь Божия неизменна – она касается времени и поста, и всей жизни. Приобретя навык исполнения этой заповеди, я ничего не теряю. Я должен ее исполнять. Рождество не отменяет ее. Трапезный стол или новогодний праздник не отменяют ее. Рождественская елка или катание с горки не отменяют ее. Куда бы я ни пошел – в гости на пельмени или в храм на бдение, все равно это не отменяет заповедь, которую дал Христос: с мясом или без мяса, с молоком или без молока, на бдении или на празднике, – я обязан ее исполнять. И, приобретая в пост навык, я продолжаю дальше жить. Если мы посмотрим на заповеди Христовы, то все они регулируют наше отношение не к еде, а к Богу и людям: прежде всего – к людям. И это состояние с постом не заканчивается.
Буквально вчера у меня была беседа с молодежью Вознесенского храма. Был соответствующий вопрос – и возник такой пример. Я спросил: «Какую заповедь вы помните из Нового Завета? Что Христос сказал?». Они говорят: «Возлюби ближнего своего, как себя». – «Хорошо. Вы живете с родителями, чаще всего с мамой (там молодежь была – все неженатые, не замужем). Возлюбите своих родителей – придите и скажите: “Мама, в пост я мою посуду”, а после поста говорите: “Я буду мыть посуду, пока не женюсь (или замуж не выйду). Я буду убирать в комнате”».
Мы живем, привыкая, что окружены заботой другого человека. Даже женатые привыкают принимать служение другого человека – к этому очень хорошо и быстро привыкаешь. В пост давайте вспомним, что это мы должны служить другому человеку: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Это заповедь, данная нам Христом: служить как можно больше тем людям, которые окружают тебя.
Я, например, все время говорю детям: «Извините, я устал». Я прихожу с работы, скажем, в 9–10 часов вечера, сегодня в половине двенадцатого приду. Прихожу домой – я устал. А они не видят меня целые сутки, они хотят со мной почитать, что-то мне показать. Когда один ребенок бежит – и это тяжело, а когда четверо… Это радостно, но это трудно, ведь каждому надо уделить внимание. Обычно можешь позволить себе сказать: «Дети, я устал», но сегодня пост – я не могу этого сказать, ведь это мои дети, я дан им Богом, чтобы заботиться о них. И вот я сажусь и начинаю читать… Мне хочется взорваться, а я себе говорю: «Нет, батенька, пост. Ты забыл, какое это время? Ты должен готовиться к Рождеству, должен готовиться к встрече Того, Кто пришел, чтобы тебе послужить, тебе рассказать Свое слово, тебя утешить, твою просьбу выслушать. Ты хочешь к Нему прийти – и с чем ты к Нему придешь? С тем, что ты в чем-то себя ограничил?».
Ты приди к Нему с тем служением, которое ты ради Него совершил, – это и будет пост. У такого отношения к посту два плюса. Во-первых, он не заканчивается – он не может закончиться, не имеет права закончиться, ведь 8 января я не могу сказать по совести: «Дети, пост кончился. Дайте мне мое. Я устал, идите отсюда». Я не могу так: тогда смысла нет. Я должен взять эту планку и держать ее, и тогда в следующий пост, когда он наступит, я могу взять другую планку, еще больше взять на себя: кроме детей есть еще жена, родители, друзья, попечение, есть работа, в конце концов, которая тоже что-то требует, ибо она по послушанию. Таким образом, я встаю на путь, который не кончится никогда, разве лишь тогда, когда все во мне будет отдано Христу. И от поста к посту я буду употреблять усилие, чтобы служить Богу.
Второй плюс – это то, что совершается внутренняя работа. Что бы я ни делал (читаю ли детям книги, мою ли маме посуду, беру ли на себя часть попечения о доме, каждую свободную минуту помогая своим близким), я никогда не смогу этим похвастаться. Это больно, это трудно, ты постоянно делаешь усилия, и это нисколько не влечет к амбициям и тщеславию, как это часто бывает во время поста: «Я-то пощусь, – а они нет. Я могу, – а они нет». Тем более эти корпоративы новогодние: «Они, грешники окаянные, пошли на корпоратив, а я-то не такой!».
Или: «И я тоже пошел, но мясное не вкушаю!».
– Да. Фарисейство. Вроде все правильно, хорошо, но происходит то, от чего нас очень предостерегал Христос: от закваски фарисейской.
Кстати, вспомнил один сюжет. Отец Илия рассказывал его нам на озере Увильды несколько лет назад, когда у него появился третий ребенок в семье. У него очень хорошая матушка, по всей видимости, и он привык жить, окруженный ее заботой. И вот он рассказывал: «Сижу кушаю. Один ребенок сидит, другой ребенок сидит, у жены третий ребенок на руках. А я говорю: «Слушай (называет ее по имени), подай, пожалуйста, мне кружку…». И вдруг он понимает, что сидит как король. Жена детей накормила, меня накормила, с ребенком стоит на руках и еще мне кружку должна подать. А он сам что же? И вот он рассказывает: «Это для меня было таким потрясением! Я вдруг понял: что-то во мне не так, я не так строю свою жизнь, не по-христиански».
У нас привыкли говорить о том, что муж – патриарх, глава семьи: он сидит, и все ему служат. Так и не так. Потому что, скажем, в Послании к Ефесянам, которое читается на Венчании, говорится: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» – муж должен служить, заботиться о своей жене, как Христос служил и заботился о Своей Церкви; вот такая планка ставится для мужа, и пост – самое время пытаться этой планки достичь.
Батюшка, спасибо за эти размышления. Действительно, во время поста часто можно услышать, что пост – особое время для молитвы, дел милосердия, систематического соблюдения утреннего и вечернего правила, самоограничения себя в еде и в чем угодно еще… А на следующий день после поста: «О, пост закончился! Теперь я могу вновь вернуться к нормальной жизни» – пост образует как бы некий период, который вынужденно приходится перетерпеть…
– Да, все люди через это проходили. Вот я начинаю исполнять правило, вот я себя ограничиваю: идет пост. Я смотрю на свое сердце и говорю себе честно: «Вот сейчас, например, 12 или 18 декабря, что я хочу? Я хочу только одного – чтобы пост скорее закончился!». Так, значит, я надеваю на себя личину? Я что-то примеряю на себя? Я притворяюсь? Ведь я мечтаю, чтобы это кончилось! Это лицемерный пост.
Но больше всего Христос нас заставляет избегать всяческого лицемерия. Мы должны поститься, и мы должны молиться, но мы должны молиться не только во время поста, а всегда. И пост – это воздержание от страстей и похотей, распятие своей плоти, но это делание не только в пост – это постоянное делание.
Мы тяготимся постом только по одной простой причине – мы не любим Христа.
Мы очень любим мир, мы очень любим свою плоть, мы очень любим жить в этом мире, он нам нравится, и если мы делаем вид и на 40 дней воздерживаемся от него, втайне мечтая отбыть некую повинность и вернуться к радости общения с миром, – это ничего не созидает. Поэтому и получается, что люди, 5, 6, 7 лет прожившие в Церкви, говорят: «Ну и что? Да, постился. Да, исполнил. И что из этого?». От поста к посту получается одно и то же: человек не меняется, не растет, не развивается.
А как сделать, чтобы в сердце была любовь ко Христу? Ибо любовь сделает мое добровольное служение Ему радостным и приятным, я ради Него откажусь от прихотей этого мира и буду радостен тем, что отказался. У Паисия Святогорца есть замечательные слова – он говорит, что вы не тяготитесь постом, вспомните о том, ради чего вы это делаете, посмотрите на распятого Христа и скажите: «Господи, можно с Тобой рядышком чуть-чуть повисеть? Мне так хочется это сделать». И повисеть с мыслью, что мы разделили со Христом Его распятие, хоть чуточку… И когда будет Рождество, нам не захочется наедаться до отвала этим мясом. Мы же только что висели! Это что, понарошку было? Не по-настоящему?..
А чтобы любовь была в сердце, есть только один способ. «Любящий Меня, – говорит Христос, – заповеди Мои соблюдет». Опять мы приходим к заповедям: когда мы начнем исполнять их, в нашем сердце будет развиваться и углубляться любовь ко Христу, будет прибавляться благодать, та настоящая благодать, которая никогда не оставляет человека, ведь он правильно начал. Это делание, которое не кончится: человек будет восходить от благодати к благодати, от одной ступени к другой, и пост будет временем, горнилом, когда мы очищаем себя от очередной прихоти, очередной привычки, чтобы больше служить людям.
А от того, что я просто «попостился», никому нет ни радости, ни милости, ни пользы; это только тешит наше самолюбие.
Пост для нас – это состояние духовного роста, которое не заканчивается с окончанием поста; Вы подняли глубокий вопрос, и это тема даже не одной лекции, а всей нашей жизни: что сделать, чтобы любовь ко Христу у нас была?
– Она нам дана: в день, когда мы крестились, любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (это цитата из Послания апостола Павла), и эту любовь искоренить в нас ничто внешнее не может – только наше упорное ей противодействие. Внешние обстоятельства угасить ее не в состоянии. Нам даны способность и желание любить Христа, но дальнейшее возгревание любви зависит от нас самих. Если мы будем делать то, что велит нам любовь Христова, любовь ко Христу, то она будет возрастать, захватывая всю нашу жизнь. Если мы не будем этого делать, то она будет спать (тоже буквально цитата из апостола Павла: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» – мы все спим).
А бывает нечто страшное: человек крещен был когда-то, но потом начинает ненавидеть Христа, ненавидеть и то, что Он требует, и заповеди, и правила – начинает буквально рубить сук, на котором держится его жизнь. Вот тогда становится совсем плохо.
А чтобы возгревать любовь, Христос предложил единственное правило: исполнять Его заповеди. С чего вы начнете – с молитвы ли в своей келье, с внимательного ли чтения молитвы «Отче наш», со служения своей семье или с молитвы за обижающих, – это уже ваше дело. Начните хоть с чего-нибудь, хоть с какой-нибудь заповеди. Но именно с заповеди Христовой, то есть с заповеди, данной Христом, ибо именно эта заповедь (написанная в Евангелии) созидает нас в любви Божией.
Вот возьмем и будем ее исполнять. Скажем, простить всех ближних: может, год, может, 2, а может, 5 лет своей жизни посвящу, пока не примирюсь со всеми, с кем я встречался по жизни. Это будет непросто – каждому человеку заглянуть в глаза и сказать мысленно: «У меня нет ничего против тебя, я абсолютно ровно к тебе отношусь». Каждому! Простить им все обиды, их недостатки в воспитании, их нелюбовь к нам, их предательство, еще что-то… Люди проживают жизнь, они делают очень много ошибок, и эти ошибки отзываются на нас – и вот мы начинаем прощать всех, кто против нас в чем-то виноват. И мы увидим, как трудно это, как много наших молитвенных усилий это требует… Но однажды наступит день, когда мы причастимся – и поймем, какую жизнь, какое чудо вливает в нас Христос, когда мы причащаемся именно так, как Он велел нам это делать!
Вопрос телезрительницы из Самары: «У меня путевка попадает в пост – с 12 декабря по 2 января; я нахожусь сначала в поезде, потом в санатории. Например, я еду в поезде двое суток: как я могу молиться, каким образом? И в санатории как быть с меню? Вроде бы пост нужно соблюдать… И как не ущемлять, не смущать людей, которые рядом со мной будут и в поезде, и в самом санатории?».
– В практике христианина это обычное дело, учитывая, что у нас 4 поста, причем 2 из них приходятся на лето – на пору отпусков. Христианин встречается с этим часто. Но по правде скажу, что этот вопрос нужно обсудить с тем священником, к которому вы ходите на Исповедь, – так будет правильнее всего: он знает многие особенности вашей духовной жизни и то, что с вами было в жизни.
Всему этому мы учимся от путешествия к путешествию, от корпоратива к корпоративу, от дня рождения ко дню рождения: мы учимся, как нам применить нормы церковного и христианского бытия к той реальной среде, в которой мы живем.
Что касается практических советов (я понимаю, что вы не будете чувствовать утешения, пока практических советов не услышите), вы можете позволить себе (но еще раз повторю, лучше поговорить об этом с вашим духовником) послабление поста, но старайтесь не есть мяса. Раз это санаторий, там есть четкие предписания диеты, режимы – вы можете с врачом обговорить этот режим, и вам дадут постную пищу. Пусть там будет молочная каша или что-то, но вы можете договориться с врачом, и вам выпишут вместо мясных продуктов рыбные продукты – это в любом санатории делается. Да, вы вынуждены сказать, что вы поститесь, хотя можете и не сказать, а просто сослаться на некоторые привычки, ведь интересы вегетарианцев тоже учитываются в любых современных учреждениях, не только в санаториях. Вы можете обговорить эти условия. Даже вы можете сказать, что это ради соблюдения поста (например, святой Иоанн Лествичник говорит, что это будет лучше), – да, вы будете терпеть нападки со стороны тщеславия, но зато ваша совесть будет спокойна и вы не будете чувствовать уныние, что в вашей ситуации (поскольку вы направились для излечения) будет значительно полезнее.
Что касается молитвы, вы всегда можете найти время, чтобы помолиться таким коротеньким правилом, как Серафимово правило, и трижды произнести от сердца «Отче наш». Встаньте раньше, чем просыпаются люди, с которыми вы едете в поезде или живете в одной палате. Или выйдите на улицу (если это касается санатория), произнесите там эту молитву, но от сердца, внимательно, медленно, а потом в течение дня вспоминайте о Боге. Если вы садитесь за стол, мысленно произнесите молитву, сосредоточьтесь, или пойдите туда, где моют руки, встаньте так, как будто вы моете руки, произнесите молитву, и этого будет достаточно, чтобы сохранить память Божию. Помнить, что вы с Богом, – ведь именно это требуется от христианина.
Спасибо, батюшка, за то, что сегодня пришли к нам. Желаю Вам придя домой сказать: «Сегодня пост, и я не устал», и себе тоже этого желаю и всем нашим зрителям, кто смотрел нашу передачу. Желаем всем, чтобы Рождественский пост проходил не в унынии, печали и рассеянности, а, наоборот, в собранности и плоды, которые мы во время этого поста приобретем, сохранялись с нами и не заканчивались после поста.
Источник

Вернуться к списку

Оставьте комментарий