Все образы – метафизические, показывают инфернальную сгущенность. Иона как бы духом погружается в ад, насколько это возможно, и, вдохновляемый благодатью Святого Духа, свидетельствует о том, о чем в принципе человек знать не должен: о переживаниях, которые мог испытать, должен будет испытать Сын человеческий Иисус Христос, спускаясь в преисподнюю земли.
Это образ настолько яркий, что он стал предметом и литургической практики, и иконографической традиции. С тех пор именно по этой причине на древних иконах ад изображается в виде кита, в виде большой рыбы, которая раскрывает свою пасть, и туда уходят те грешники, которые должны туда уйти. В литургической традиции это богослужения, особенно богослужения Страстной седмицы, богослужения Пасхальные, которые говорят о том, что ад изблевал своих мертвецов. И тоже поэтически, образно ад изображается в виде большой рыбы, которая чувствует, думает, дышит, говорит, совершает какие-то действия.
Именно образ, явленный пророком Ионой, очень глубоко укоренился в литургической, иконографической традиции, ведь он очень яркий. Люди часто недоумевают, откуда такие, как нам кажется, языческие традиции, а это не языческие традиции – просто взят образ Священного Писания, поскольку никто не знает, как выглядит ад на самом деле. Данте, например, берет описание языческих авторов и «восстанавливает» свое схождение в ад именно по языческим авторам. А Православие свидетельствует: никто не знает и не может знать, что было там, оттуда никто никогда не возвращался. Максимум, на что пошла церковная традиция, – узаконила, воцерковила свидетельство о мытарствах Феодоры. Но это именно мытарства, а не то, что реально представляет собой рай или что реально представляет собой ад. Человеку не дано знать это, дано только в образах и символах. Образ, явленный пророком Ионой, – один из вполне приемлемых образов, который стал частью традиции.
И второе важнейшее свидетельство – это, конечно же, свидетельство о пользе поста. Мы не знаем, по какой причине, но Господь засвидетельствовал, что именно через сорок дней город должен быть разрушен. Жители начали поститься. Предполагается, этого не сказано в книге, но по мысли авторской, то есть насколько можем проникнуть в свидетельство Святого Духа и по толкованию Ефрема Сирина, это как раз и продолжается 40 дней. То есть 40 дней действительно люди пребывают в посте, и можно понимать, что это такое было. Можно понимать, что это было не просто какое-то случайное действие. Город действительно воспринял свидетельство пророка Ионы и действительно явил плоды. Важно количество – 40 дней. Фактически, Господь их призывает поститься 40 дней чтобы умолить Бога.
Это не первое такое свидетельство. Мы знаем о посте Моисея, который продолжался тоже 40 дней. Почему 40? Конечно, это все толкования, почему именно 40 дней Он определил в пост. 40 дней постится Моисей, 40 дней постятся жители города Ниневии, и они бывают услышаны. Так что Великий пост совершенно не случайно длится 40 дней. Хотя все мы должны понимать, что так, как мы сейчас постимся в Великий пост, – это, скорее, только некоторое пожелание того, чем должен быть настоящий пост, ведь в древности люди воздерживались от пищи вовсе. Не от скоромного, они просто не ели. И это сокрушало тело очень сильно, сокрушало то, что называют святые отцы «седалищем страстей». Вспомним, что и Христос постился в пустыне 40 дней.
Понятно, что все это описание являет крайнюю степень милосердия Божия. Господь милосердно относится к Ионе, Он его не наказывает, Он обращается с ним, как с учеником немножко раздражительным, очень трепетно воспитывает и учит его милосердию, тому, что «милости хочу, а не жертвы». Важно понимать, что даже страшное определение, изреченное через пророка, может быть отменено, если люди захотят умолить Бога о милосердии. Он хочет быть умоленным, – лишь бы мы это милосердие взыскали.
Вернуться к списку