Спасается тот, кто любит Бога
Первый образ, на котором хотелось бы в связи с этим остановиться, это образ так называемой горы Господней. Он много раз появляется в Книге пророка Исаии. Приведу лишь маленький отрывок:
«И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор. И возвысится над холмами, и потекут к ней все народы, и пойдут многие народы и скажут: «Придите, взойдем на гору Господню в дом Бога Иаковля, и научит Он нас своим путям. И будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима и будет Он судить народы и обличит многие племена…»
Образ горы Господней, – это образ Церкви Христовой. В данном случае надо представить себе картинку: поднимается выше всех гор вершина, и эта вершина есть Церковь. Вот когда мы представим это, сразу ясно, что эта гора является знамением. Появление этой горы привлекает внимание всех окружающих племени, и они устремляются к ней– люди всегда устремляются, когда видят чудо, поражающее всех, то, чего раньше не было.
Самая первая ассоциация, которую вызывает у нас образ горы Господней, Церковь. И понятно, что Церковь Христова, учение, которое содержится в этой Церкви, выше всех прочих религиозных учений. Можно сказать словами пророка Исаии – он от лица Бога говорит: «Мои мысли выше мыслей ваших». Так и Церковь Божия неизмеримо выше всяких организаций, учреждений религиозных, обществ человеческих. Действительно, любая религиозная система, которая была до Церкви Божией, до того, как поднялась эта гора, содержала в себе что-то хорошее и правильное. Она была, несомненно, лучше, чем любая низина греха и лжи, помогала человеку подняться над суетой: любая религия, любая нравственная система – это хорошо, потому что она поднимает человека от земли, возносит вверх, к Небу. Но когда является гора Господня, с высоты ее видно, насколько ничтожны эти холмы, они помогают человеку не утонуть в болоте, но не могут привести человека на Небо.
Можно много рассуждать, сколько хорошего в духовных, религиозных традициях, существовавших до Христа, но всегда надо понимать, что гора Господня – Церковь Христова, – несомненно, выше, и любой человек, стремящийся к истине, к свету, к Богу, должен устремиться к этой горе. Как и сказано в Книге Исаии, что все народы и племена потекут к этой горе.
Имеется в виду, что, конечно, не вся совокупность человечества придет и признает истинность Церкви Христовой, но среди любого народа найдутся люди, которые придут в Церковь, уверуют во Христа, так как не может человек, искренне ищущий правду, красоту, добро, истину, остаться в стороне и не поразиться величественности горы, воздвигнутой по слову Божиему.Более того, из контекста Книги, вообще из корпуса ветхозаветных Книг, можно сделать вывод, что рано или поздно все народы увидят величественность этой горы и познают истину Христа. Как тут и сказано, что однажды покрывало снимется со всех народов, и все народы увидят то, что свидетельствует Церковь, есть единственное истинное свидетельство, потому что Тот, Кто созидает Церковь, на Ком Она основана, есть воплощенная истина, воплощенная красота, воплощенное абсолютное добро, высочайшая любовь и совершенство, которые только возможны. Каждый увидит во Христе и в Церкви, которая есть Тело Христово, что это и есть то совершенство, то подлинное, к чему должен стремиться, ради чего создан всякий человек.
Вопрос в том, как сказано у пророка, у апостола Павла, что перед Христом однажды преклонится всякое колено Небесных, земных и преисподних – все преклонятся пред Ним. Только для одних это поклонение будет радостным, а для других – трагичным, болезненным, потому что они вынуждены будут признать, что Христос, Которого они гнали, есть истинный Бог.Они поклонятся подневольно, потому что некуда будет деваться. Но спасается только тот, кто любит Бога, а не тот, кто из-под палки признает Его подлинность.
И еще в этом отрывке очень важный момент. От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима – в ответ на чаяние народов. Да, все народы живут какой-то религиозной традицией, любая религия так или иначе создана, чтобы спасти человека, и каждый мыслит именно возможность спастись, хочет приобрести вечную жизнь, – хоть буддисты, хоть язычники. На самом деле, реально спасение происходит только от Иерусалима, то есть из этого города исходит спасение, ожидаемое всеми народами.
Этими словами запечатывается и свидетельствуется универсальность того, что сделал Христос. Он приходит не только для еврейского народа, Он приходит для всех людей, которые заблудились каждый на своей дороге, но все они так или иначе в глубине души чают Спасителя. И этот Спаситель, Которого они осознанно или неосознанно ожидают, является из Иерусалима.