Кроме идолов, с которыми была связана жизнедеятельность того или иного духа, были идолы, которые ни с чем не были связаны. Были они и в античные времена. Это были, с нашей современной, культурной точки зрения, просто статуи. Никто никогда не обращался к ним с молитвой, хотя перед ними и закалывали жертвы. Никогда никакой дух не являл свое присутствие через эту статую, но, тем не менее, это были идолы. Мы знаем таких идолов великое множество. В советское время ими были украшены площади едва ли не всех городов… Статуя Владимира Ленина. Это был своеобразный идол, которому и своеобразные культы отправляли, хорошо известные тем, кто застал советское время. Только что жертвенных животных не закалывали, а фактически все было взято из языческой традиции. Сама установка этой статуи предполагала именно языческое отношение к нему и языческое поклонение ему. Несомненно, ни одно из этих скульптурных изображений вождя мирового пролетариата никак не было связано с духом какого-нибудь беса или самого Ленина, это были просто статуи.
По-разному складываются взаимоотношения духов и созданного человеком материального предмета, называемого идолом. Но и в том, и в другом случае идол сам по себе все равно ничто. Это просто камень, дерево, серебро, золото, мрамор, малахит или любой другой камень, превращенный руками человека в статую, в нем нет жизни, он всего лишь материальный предмет, и в силу этого он – ничто. Сами люди, его делавшие, ему служившие, мы, проходящие мимо этих предметов человеческой культуры, наделяем эту пустую материю силой и значимостью.
Мы сами придаем им силу, ведь в этом мире только одни боги – это мы, люди. Это наш мир, и мы своей властью и волей, увы, вот в таком грешном и извращенном виде, можем действительно наделить некоторый материальный объект той силой, которую нам надо. Но на самом деле в этом материальном объекте ничего такого нет. Это мы сами придаем значение самым ничтожным порой вещам – каким-то монеточкам, особым образом сделанным, каким-то жабам, каким-то висюлькам, побрякушкам, слонам, каким-то надписям на непонятном языке. Это мы наделяем их силой, которой на самом деле у них нет, это мы крадем у Бога славу и наделяем силой и всемогуществом вещи, нами созданные – это все мы делаем: сами по себе вещи ничего не значат.
Трудно в это поверить, трудно, но идол действительно ничто. Любой не то что христианин, любой человек, сознающий это, может подойти к любому объекту материальному, который какой-то народ считает значимым, и сокрушить его или плюнуть в него, каким-то образом выразить неуважение к этому объекту и ничего не будет, поскольку это ничто. Только наша вера в эти материальные объекты, точнее, наше суеверие придает им силу.
И еще раз подчеркну: сила, которой мы наделяем созданные нами вещи, – это то, что мы крадем у самих себя и у Бога. Тем самым мы умаляем собственную силу, собственный талант и собственную свободу. Это есть умаление могущества Бога. Каждый христианин должен помнить, что сам по себе идол в мире ничто.
Вернуться к списку